Анна Банасюкевич
Фестиваль иностранных пьес "Перепост", впервые состоявшийся в Москве в рамках "Новой пьесы" на "Золотой маске", завершился в Театр.doc.
Драматургических фестивалей в стране не мало, но "Перепост" сосредоточился на свежих текстах из-за границы, решив для себя, что сфера его интересов - злободневные пьесы на темы, общие для запада и для России. Отсюда, собственно, и название - кликом, растянувшимся на три дня, фестиваль поделился со зрителями тем, что показалось отборщикам наиболее интересно.
Всего - семь текстов и семь читок, сделанных московскими и одним питерским режиссерами. Темы, в общем, можно предположить, если взять за точку отсчета понятие актуальности. Понятно, болезни, что в России, что в Германии, что в Англии, что, например, в Финляндии, в общем-то, схожие - бытовой национализм, финансовый кризис, издержки консьюмеризма, угроза терроризма и так далее. Только форма и степень заболеваний разная.
***
Открылся фестиваль документальной, по большей части, английской пьесой о журналистах "В печать" - шестеро репортеров, работающих в зоне риска, рассказывают эпизоды своей жизни. Журналистка "Новой газеты" Елена Костюченко смотрит в дверной глазок и видит незнакомых людей, обычная ситуация, так начинается пьеса. Один из героев, журналист из Шри-Ланки, как оказывается к середине пьесы, ведет рассказ уже после своего убийства. Монологи журналистов - из Мексики, Америки, Израиля - записаны авторами пьесы, сцены и диалоги сконструированы драматургами. Например, история о похищении и попытке убийства мексиканки Лидии Качо за журналистские расследования о педофилии во властных верхах. Пьеса рассказывает о вещах, в теории всем известных, но о них не принято говорить в пространстве театра, по крайне мере, российского. Авторы - Ноа Биркстед-Бин и Кристин Бейкон - делают попытку не только рассказать о тех, кто рискует жизнью ради правды, но и разобраться в сложных мотивировках тех, кто делает такой выбор. Среди этих мотивировок, в том числе, и тщеславие, и желание власти.
Руслан Маликов, режиссер читки, пустил фоном еле слышную музыку и раздал актерам наушники - монолог каждого обращен только к зрителю, для других героев это только шум обыденной жизни.
***
Другая история, в какой-то степени основанная на документальных источниках, на интервью и данных из интернета, рассказана в пьесе Торстена Бухштайнера "Норд-ост". Пьеса не настолько свежая, как остальные тексты "Перепоста", она уже была опубликована в сборнике "Шаг-3", ее ставили в "Пятом театре" в Омске. "Норд-ост" - история трех женщин с разных сторон баррикад. Террористка-смертница, врач скорой помощи и одна из заложниц. По каждой война прошлась тем или иным образом - по кому-то непосредственно, по кому-то лишь косвенно, кого-то она догнала уже после всех событий, как Тамару из скорой, муж которой покончил собой, вернувшись из Чечни.
Режиссер Елена Новикова рассадила своих героинь по зрительному залу, создав ощущение причастности и небезопасности. Женщины начинают говорить внезапно, заставляя поворачивать головы. "Норд-ост", провокационный, болезненный - взгляд на российскую историю со стороны, в чем и плюсы, и минусы.
"Перепост", собравший пьесы по принципу актуальности и "неудобности", сформировал афишу довольно пеструю и в плане формы и языка.
***
"Исповедь мазохиста", пьеса чеха Романа Сикоры - монолог среднестатистического гражданина, сотрудника рекламного агентства, главная отличительная особенность которого - болезненная любовь к насилию и унижению, во всех его проявлениях. Не удовлетворившись проститутками и изнеженными членами бдсм-сообщества, мистер М. находит более изощренные радости - в бесконечной, изматывающей работе с мизерной зарплатой, в "жесткой руке" власти, так спектакль приобретает социальное звучание. Читка Талгата Баталова скорректировала пьесу, заменив чешские реалии российскими: брутальные неонацисты превращаются в казаков в папахах, а чешский министр говорит с интонациями Путина. Получилась история о парадоксальной привычке к битью, которая из смирения эволюционировала в способ наслаждения, без которого невозможно существовать.
***
Другой сатирой "Перепоста" стала пьеса мексиканского автора Луис Энрике Гутьеррес Ортис Монастерио "Ненавижу сраных мексиканцев" - монолог простоватой тетки из американской провинции, недовольной засильем приезжих и негров. Грубоватая, вызывающе неполиткорректная, изобилующая нарочито неизящным юмором пьеса не только об очевидных национальных стереотипах и страхах, но и о наших представлениях о бытовом национализме.
***
Одной из наиболее сложных пьес фестиваля стал текст англичанина Дениса Келли "Любовь и деньги". В пьесе нет очевидной злободневности, нет четко выявленной темы, "Любовь и деньги" выстроена на сложной, нелинейной структуре, когда к основному сюжету неявными связями привязаны дополнительные эпизоды, укрупняющие тему. В читке Олега Еремина с подробным режиссерским разбором главной стала тема консьюмеризма и финансовых тисков, деформирующих логику человеческих поступков.
***
Другой темой, затронутой фестивалем, стала проблема религиозного экстремизма и нетерпимости. Валерия Суркова сделала подробный эскиз спектакля по финской пьесе "Фундаменталисты" с выстроенными взаимоотношениями двух главных героев - пастора и сектантки. Несколько видеопроекций показывают лица крупным планом, ловя эмоции, фиксируя внимание на внутренних переживаниях. Если поначалу кажется, что знаешь, кто прав, то к финалу правота эта становится сомнительной, по крайней мере, неоднозначной. "Фундаменталисты" рассказывают сложную человеческую историю о свободе, о вине и плате за прошлое.
***
Режиссер Александр Вартанов с актером Григорием Калининым сделали читку канадской пьесы "Вишневые мартенсы" Дэвида Гау - историю об адвокате-еврее и молодом скинхеде, убившем индуса. Поначалу пьеса кажется голливудским сценарием, в котором добро неизменно побеждает зло, но в финале становится очевидно, что меняется не только скинхед, но и сам адвокат - дело, за которое взялся из принципа, постепенно разрушает его жизнь.
"Перепост" показал, как с "больными темами" работают современные западные драматурги, представив ряд текстов, которые могли бы стать предложением для российского театра.