Рейтинг@Mail.ru
В Театре.doc проходит фестиваль "Любимовка" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Театре.doc проходит фестиваль "Любимовка"

Читать ria.ru в
Дзен
На театральной карте Москвы есть театры, которые, как дети, родились от любви, причем во времена, совсем не располагавшие к тому, чтобы "обзаводиться семьей", – в начале нулевых. Таков Театр.doc. Фестиваль "Любимовка", проходящий в нем, собирает большую аудиторию на читки и показы современных пьес.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" – специально для РИА Новости.

На театральной карте Москвы есть театры, которые, как дети, родились от любви, причем во времена, совсем не располагавшие к тому, чтобы "обзаводиться семьей", – в начале нулевых. Группа драматургов облюбовала подвал в Трехпрудном переулке, переоборудовала самым элементарным способом и открыла двери для всех тех, кто готов писать в технике вербатим (от латинского "дословно", одна из техник современной драматургии – Ред.).

Туда потянулись и те, кто умеет писать, и те, кто брался за это дело впервые. Так появился новый театральный подвал нулевых в самом центре Москвы – Театр.doc.

Историческая заслуга этого театра, возможно, и состоит в том, что здесь формировалась и продолжает формироваться новая творческая среда молодежи, которой сначала дали право голоса на выражение своего опыта, своей позиции, не требуя предъявлять культурный бзкграунд, а ожидая честного взгляда на реальность, социальный контекст жизни. В наше время, когда и человек, и само общество становится объектом глубоких и изощренных манипуляций, когда само искусство превращается в объект потребления, провоцируя художников к разнообразным, как никогда, формам имитации, документ жизни повышается в цене.

Этот самый документ категорически без прикрас настаивает на подлинности факта, подлинности человеческого опыта – будь то солдат на Чеченской войне, будь то дело об убийстве Магнитского или опыт заключенной за убийство в тюрьму женщины. Документ – вызов гламуру, хотя и документ сегодня тоже становится объектом имитации, и в этом есть опасность для Театра.doc, поскольку сегодня уже надо и документ защищать от псевдофакта.

Театральные события Москвы: Большой, Rocknroll и классика по-новому>>

Прежде всего, в этом подвале произошла революция языка, особо явленная в таком спектакле как "Жизнь удалась" по пьесе Павла Пряжко, в котором герои выражают все чувства и оттенки чувств только матом. Но дело не только в этом, а еще и в том, что на сцену выпустили героев, которых нет ни на ТВ, ни тем более, в глянце, но они-то и есть большая часть современной России, живущая в предместьях, городских окраинах  мегаполисов, малых городах необъятной родины. То не люди дна, а, по верному наблюдению социолога Сергея Кара-Мурзы, – придонья. Тех же героев мы увидели и в "Экспонатах" (также совместная работа Театра.doc с ЦДР).

Принцип эстетической бедности, подвального аскетизма, декларируемый здесь, спровоцировал и новый способ актерской игры, изгоняющий любой намек на театральность, любую аффектированную манеру. В цене здесь точность социального наблюдения и следование персонажа за правдой его сценического существования, следование жесткое с суровым запретом на попытку "поиграть".

Это предложение Театра.doc – отражать жизнь по правде – нашло весьма серьезный отклик у молодых драматургов и режиссеров.

Фестиваль-спутник "Любимовка", который сейчас проходит в Трехпрудном переулке, а также на Беговой в ЦДР, собирает большую аудиторию на читки и показы современных пьес. Здесь заняты как актеры пока мало известные, так и завоевавшие признание: к примеру, из Питера в числе других актеров приехала на читку пьесы Павла Пряжко "Злая девушка" Елизавета Боярская. Актеры из самых разных театров приходят сюда, чтобы выразить свою потребность если не в понимании современности, то хотя бы в ее отражении. Драматурги со всей страны присылают тексты, и каждый год отборщикам прибавляется и прибавляется работы.

На эту "Любимовку" было прислано больше 300 пьес! Тридцать пьес отобрано для показов, которые идут ежедневно с 10 по 18 сентября. И хотим мы того или нет, но в стране возникло целое движение, которое в Москве сосредоточилось сегодня вокруг трех театров: Театра.doc, Центра драматургии и режиссуры, театра "Практика".

Михаил Угаров – гуру "новой драмы" и один из отцов-основателей театра в Трехпрудном переулке – всегда настаивает  на приоритете российской современной пьесы. Вместе с тем, под крыло этого движения встают и драматурги из США, пьесы которых перевели и представили наши режиссеры в рамках "Любимовки 2011". Нашли даже мексиканскую пьесу "Аляска" Хибрана Рамиреса Портелы, которую решил представить сам Угаров с тремя актерами Ириной Велковой, Владимиром Баграмовым и Павлом Мамоновым.

После показа состоялась горячая дискуссия: одни приняли пьесу, другие сочли текст вторичным, не лишенным заимствований у Достоевского, Теннеси Ульямса. Однако смею предположить, что пьеса "Аляска" будет иметь сценическую судьбу у нас в России, поскольку касается болезненной темы: дружбы, перерастающей в деспотию одного над другим.

Есть у работы мексиканского драматурга и другая проницательная мысль. Если человек постоянно является объектом насилия, то рано или поздно он сам совершит немотивированное, иррациональное насилие. Драматург не гнушается приемами мексиканской мелодрамы, но трансформирует их под свою задачу: любовный треугольник драматически распадается, потому что власть над человеком оказывается важнее любви к человеку.

На читках не хватает мест всем желающим. Стулья занимают за полчаса до показа. Однако даже на первый беглый взгляд заметно, что в этой аудитории почти нет московских завлитов. Неужели неинтересно? Неужели нет азарта схватить, выцарапать пьесу первыми для своего театра? Пообщаться с такими авторами как Павел Пряжко, Вячеслав Дурненков. Увидеть новых актеров.

Вот, скажем, Ирина Велкова или Павел Мамонов могли бы украсить труппу любого театра. Убеждена, они еще будут открыты и признаны, как и пьесы, которые представляет сегодня "Любимовка".  Только кто-то из театров окажется в авангарде, а кто-то в арьергарде.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала