В минувшую среду, в один из первых дней работы Московского автосалона, я, в числе прочих журналистов, был приглашен на презентацию (цитирую) "первой в мире потребительской ГЛОНАСС-навигации", которая будет встраиваться в LADA Priora (в комплектациях "Норма" и "Люкс") и LADA Kalina (в комплектациях "Люкс" и "Супер-люкс"). Извините за латинское написание чисто русского слова "Калина" ("Приора" - слово менее русское, так что за него извиняюсь меньше), - так обозначено и в пресс-релизе, и в презентации Евгения Николаевича Шмелева, Вице-президента ОАО "АвтоВАЗ" по техническому развитию. Вероятно, господа с "АвтоВАЗа" предполагают, что подавляющее большинство покупателей их "Лад" (LAD) живут - или в скором времени будут жить - где-то в странах, где русский язык слишком экзотичен. Ну, где-нибудь в Штатах, во Франции, в Италии. Иначе объяснить латиницу в названиях мне не удалось, сколько я над этим ни бился.
Я, понятно, приехал, послушал презентации и хотел пощупать-попробовать "первую в мире", тем более, что, несмотря на многочисленные обещания, до сих пор мне сделать этого не удалось: то чип оказывался слишком велик, чтобы встроить его во что-то меньшее размером, чем автомобиль, то он как-то… не так работал, - короче до сих пор так и не дождался, хотя проявлял серьезную настойчивость. Меня несколько смущало, что автомобили с ГЛОНАСС-навигацией стояли под крышей "Крокус-экспо", сквозь которую, понятно, спутников не видать, - но я решил, что, коль уж такая мировая премьера, - что-нибудь они да придумают. Выведут, например, на крышу ГЛОНАСС-антенну. Ни хрена! То, что я увидел на стенде - фрагмент приборной панели со встроенным в нее небольшим дисплейчиком, - оказалось, в сущности, обыкновенным муляжом: не удалось даже проверить на удобство управление навигатором: на экранчике крутился демо-мультик. Так что, отступая от обыкновения писать в "Огородах" только про то, что пробовал, пишу про демонстрашку. То есть вместо "Огорода" - "Демо-Огород". Но удержаться не могу, поскольку столько уже со всех сторон говорят про ГЛОНАСС (читайте, например, мой блог на сайте "Аргументов и фактов"), и так долго не удается пощупать его "в рабочем железе" (завидую Путину: ему, говорят, удалось), что приходится ограничиваться тем, что дают.
Вообще говоря, едва ли не более остального, меня в нашем отечестве умиляют "новости в будущем времени" (©, кажется, Юлии Латыниной). Сперва меня уговаривали поверить в коммунизм к 1980-му году (заменили Олимпиадой), потом - в программу "Доступное Жилье" к 2000-му, потом еще во что-то, еще и еще. Спросить за несбывшиеся новости бывает обычно либо не с кого, либо с кого-то, кто всё равно не ответит, - и потому я выработал в себе привычку не слишком доверять этим самым "будущим новостям". Справедливо не доверился и тому, что получу на тестирование карманное ГЛОНАСС-устройство год с небольшим назад, сейчас так же мало доверяю и обещаниям "АвтоВАЗа" (снова цитирую) "1 квартал 2011 - начало массового производства. Ориентировочный план производства 2011-2012 год - несколько десятков тысяч штук", - ибо, если обещание, как водится, выполнено не будет (особенно про десятки тысяч штук), - спросить будет все равно не с кого. Хотя… если уж где ГЛОНАСС-приемники и появятся в первую очередь, то скорее всего, именно в автомобилях (а еще лучше - в танках: места на наши "микрочипы" хватит, пожалуй, по первости только там). А вот в 2011-м или каком другом - это мы, привыкшие к "будущим новостям", и поглядим.
Для начала расскажу про сам предмет. Это расположенный между тахометром и спидометром небольшой, дюйма эдак на четыре по диагонали (увы, в пресс-материалах никаких подробностей не приведено, а презентаторы тоже оказались слабоваты по части матчасти) дисплейчик в портретной ориентации. Что, скажу по довольно долгому собственному опыту, не лучшее решение: много неба и мало широты охвата. Свои навигаторы всегда креплю на машине в ориентации ландшафтной. Говорят - AMOLED, что с первого взгляда не очевидно. Еще говорят, что работает в потрясающем температурном интервале: от -40 до +85 градусов Цельсия. Проверить последнее, как понимаете, тоже не удалось. Впрочем, в +85 готов поверить на слово: устроить охлаждение чипу под панелью - дело не слишком хитрое, - а вот в -40 - не знаю. Всем, наверное, известно, как ведут себя ЖК-дисплеи при температуре ниже нуля: вянут, еле шевелятся. Знаю это и по своей "блютоле", которую обычно оставляю на ночь в бардачке, и по встроенному trip-компьютеру. Правда, едва в машине воздух чуть прогревается (через несколько минут после запуска двигателя) - всё приходит в норму. Я даже специально задал вопрос Михаилу Фадееву, автору и исполнителю второй презентации, как удалось победить мороз. Он честно признался, что не знает: то ли AMOLED изначально более морозостоек (непременно проверю, как только грянет зима, на своем Desire), то ли это из-за отсутствия тачскрин-слоя. Хотя и на блютоле, и на дисплее trip’а - тоже тачскрина нет.
Да-да! управляться с навигатором придется исключительно джойстиком, установленным на правом подрулевом переключателе, - и вот вообразите, сколько вы времени и усилий потратите на ввод какого-нибудь Четвертого Волоколамского проезда! Да, и еще: во время движения джойстик работать перестает: понятно, для безопасности. Нельзя сказать, будто я в движении то и дело тычусь в экран своего навигатора, но изредка все же тычусь: ну, например, чтобы узнать текущую высоту над уровнем моря… Тут же, похоже, придется ради этого останавливаться и хорошо еще, если не глушить двигатель.
Презентаторы кивали мне на какую-то модель BMW, у которой тоже нет на навигаторе тачскрина; я также кивал им на стоящий неподалеку в салоне "Кашкай", у которого - есть. Согласен, джойстичное решение тоже имеет право на жизнь, но я, честное слово, для навигации выбрал бы все же тачскринное. Если бы возможность выбора существовала. Я уже не раз писал про книжную "читалку" PocketBook 360°, которую предпочитаю по ряду причин тачскрин-моделям, в первую очередь потому, что тачскрин несколько ухудшает контрастность, а вводить тексты приходится очень и очень редко. Однако иногда приходится, - и тут проклинаешь всё на свете, когда принимаешься ползать джойстиком по виртуальной клавиатуре в погоне за нужной буквой.
Более всего меня восхитила фраза из презентации г-на Шмелева: "цветной экран высокого разрешения". На мой взгляд, ничего особо высокого в экранчике не было: что-то, на глаз, вроде QVGA. Я, естественно, задал вопрос о количественных параметрах этой самой "высоты". Презентатор не знал, стал обращаться к референтам, молчаливо толпившимся вокруг, и один из них назвал что-то вроде 480х288 (138,240 тысячи пикселей), то есть даже не вдвое больше по площади, чем QWGA (76,800 тысячи). Я прекрасно понимаю, что и QWGA для навигации вполне достаточно, несколько лет ездил именно с этим разрешением и, что называется, прекрасно себя чувствовал, - но зачем же про "высокое"-то писать: известно ведь, что едва ли не стандартом теперешних коммуникаторов с навигацией и чисто навигаторов стало где-то около 480х800 и даже еще больше?
Далее: навигационной программой для своих навигаторов "АвтоВАЗ" выбрал "Навител". Правда, в качестве "новости в будущем времени" г-н Шмелев пообещал (цитирую) "возможность выбора нескольких вариантов навигационного ПО по усмотрению пользователя" и даже "предоставление пользователям информации о заторах на дорогах (сервис "пробок")", - однако даже не назвал предполагаемого срока такого счастья. На сегодня сервис "пробки" недоступен, хотя в "Навителе" и реализован, - из-за отсутствия в навигаторе GPRS-модуля, - хотя, вроде бы, что помешало б его туда пристегнуть?
"Навител" на сегодня - одна из предпочтительных навигационных программ, - в силу ее хорошего знания России (Москвы, Питера, многих других российских городов) и "ближнего зарубежья" (Украины, Белоруссии, Казахстана) и даже "дальней" Финляндии. Карты подробны и, главное, понимают не только номера домов (которые, во всяком случае, в Москве, еще и прорисованы), но и "корпуса", "строения", "владения" и прочие реалии отечественной адресации. Правду сказать, отечественные конкуренты догоняют "Навител" в этом отношении (в других иногда заметно его превосходя), да и мировые бренды вроде iGO и TomTom’а тоже подтягиваются вовсю: на моих последних картах от TeleAtlas’а есть уже все московские междворовые проезды (!), а некоторые оболочки позволяют вводить и корпуса. Так что "Навител" месяц от месяца теряет свое конкурентное преимущество, оставаясь со своим главным недостатком: невнятностью интерфейса. Я уже столько раз сворачивал не туда, куда надо, ровно из-за того, что "Навител" на сложных развязках да и просто на некоторых перекрестках давал весьма двусмысленные указания: что голосом, что графически. Такое ни у iGO, ни у TomTom’а невозможно в принципе, - из-за чего я предпочитаю первый во всех случаях, кроме поиска "корпуса 18, строения 4". В "Навителе" об этом недостатке знают и его признают, даже говорят, что уже заказали "правильный" интерфейс, - но это тоже - "новость в будущем времени", которое неизвестно сколько еще будет еще длиться.
Так что выбор именно "Навитела" для ГЛОНАСС-навигации мне представляется решением столь же неоднозначным, сколь и портретное расположение экрана, и управление программой исключительно через джойстик.
Ну ладно. В конце концов, как сказано в фильме "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки" в отечественном прокате), - у каждого есть свои недостатки. Попробуем поговорить о достоинствах.
Их пытался собрать воедино упомянутый выше Михаил Фадеев в своей презентации "Состояние и проблемы коммерческого рынка ГЛОНАСС-навигации России". Попробую пересказать ее главные пункты. Во-первых, Михаил успокоил нас тем, что приемник будет двустандартным: GPS+ГЛОНАСС, - то есть если где ГЛОНАСС ослепнет (спутники до сих пор запущены далеко не все, а когда будут все - "новость в будущем времени") - GPS придет на помощь. И что лишние спутники никогда не помешают: скорее увидятся. Ну, в случае, например, глубокого каньона или высоких стен с обеих сторон, - как на некоторых улочках Чикаго. Куда, боюсь, ни на LADA Priora, ни на LADA Kalina никто не поедет. Да и при выезде из тоннеля подхватятся на пару секунд быстрее.
Далее. GPS-спутники не видны над Северным полюсом, в то время, как ГЛОНАСС-спутники - видны. Очень, на мой взгляд, важное преимущество: когда вы на LADA Priora или на LADA Kalina отправитесь, вместо Чикаго, на этот самый полюс, - вы легко найдете там через ГЛОНАСС любой нужный вам адрес. С корпусами и строениями. Михаил, правда, сказал, что и в северных районах нашей страны несколько южнее полюса - например, в Мурманске, - спутники ГЛОНАСС будут находиться увереннее спутников GPS, - но это хотелось бы проверить. То есть я верю, что увереннее, но пока не знаю, насколько GPS-неуверенность будет мешать (и уже мешает) ездить по Мурманску.
Геополитические и государственно-престижные мотивы мы здесь разбирать не станем (и сам Михаил в своей презентации лишь упомянул их - и тут же проскочил), ибо речь идет о бытовом, коммерческом применении ГЛОНАСС-приемников, а если кого интересуют мои взгляды на этот предмет - обратитесь к упомянутому выше блогу на сайте "Аргументов и фактов", - так что едва ли не последним козырем новой системы стала ее встроенность в автомобиль и пресловутая морозостойкость.
Не могу не согласиться, что удобнее иметь навигатор в машине всегда, а не доставать всякий раз, садясь за руль, из кармана коммуникатор, подсоединять к питанию, вставлять в держалку (кстати, в этом случае морозостойкость перестает быть преимуществом: коммуникатор из кармана сохраняет тепло на время, достаточное, чтобы воздух в машине прогрелся), - однако - во всяком случае, что касается меня - вряд ли я соглашусь на заметные потери ради этого преимущества. Потери выбора наилучшей - на мой вкус и в данной ситуации - навигационной системы, потери выбора подходящей мне ориентации экрана, потери тачскрина, GPRS-модуля и всего прочего, о чем выше я уже говорил. К тому же, мы можем глянуть на цену вопроса.
Согласно презентации Михаила, цена "Жигулей" с навигатором будет ненамного выше, чем "Жигулей" без навигатора: где-то на 10 тысяч рублей (боюсь - по опыту, - что в "будущем времени" она автоматически подрастет). Опять же по опыту я предвосхищаю ситуацию в автосалоне, когда продавец будет объяснять, что машин без навигатора в настоящий момент нет и неизвестно, так что берите, дескать, с навигатором (принцип советских "заказов-наборов" с позициями "в нагрузку"). Итак, я должен заплатить триста пятьдесят или чуть больше долларов за навигатор, который отдельно, уже с картами и с тем же, скажем, "Навителом", легко купить за сто! И таким образом, в сумме расколоться едва ли не на пятьсот зеленых. Получив за это возможность не потеряться на Северном полюсе, уверенно ездить по Мурманску и на две секунды раньше обнаруживаться на карте при выезде из тоннеля. Не знаю, может, мурманчанам такая трата не покажется излишней, - мне же пока кажется.
Нет, я совсем не против двойной системы геоориентации вместо одинарной, и если - как опять же уверяет г-н Фадеев, - цены карманных навигаторов и коммуникаторов с навигацией станут ради этого выше на какие-нибудь 300-1200 рублей (что-то и тут заставляет меня усомниться), я с удовольствием приобрету коммуникатор двустандартный, особенно, если у меня будет выбор взять чисто GPS или GPS-ГЛОНАСС (в чем я тоже как-то сомневаюсь - снова см. вышеупомянутый блог на "Аргументах и фактах").
Но уж чего я не куплю точно, - так это автомобиль производства "АвтоВАЗа". Даже (снова цитирую) с "первой интегрированной автомобильной навигационной системой, использующей приемники сигнала российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС".
Обратите внимание: ни один из чиновников, включая самых высоких, пропагандирующих и лоббирующих что ГЛОНАСС, что "АвтоВАЗ", что, наконец, ГАЗ, почему-то ни на "Жигулях", ни на "Волгах", не ездит.