МОСКВА, 15 мар — РИА Новости. Операцию российских ВКС в Сирии можно считать образцом применения "стратегии умной силы", которая позволила переломить ход сирийского кризиса, а решение о выводе российской группировки сейчас, когда поставленные задачи выполнены и, по сути, запущен процесс политического урегулирования, говорит об открытости позиции России и отсутствии скрытых помыслов, считают опрошенные РИА Новости политологи.
По их мнению, этот шаг не несёт рисков для безопасности в регионе, поскольку сейчас созданы все условия, чтобы развитие ситуации и дальше происходило в неконфликтном ключе, чему послужила последовательность в действиях РФ.
В понедельник президент РФ Владимир Путин приказал главе Минобороны Сергею Шойгу с 15 марта начать вывод российской группировки из Сирии, поскольку поставленные перед ней задачи выполнены.
Стратегия умной силы обеспечила перелом в ситуации
Председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин отметил, что события последних недель в Сирии показывают эффективность плана сирийского урегулирования, о котором президент говорил на юбилейной ассамблее ООН, эффективность действий российских вооружённых сил и успех российской дипломатии.
"Мы помним, что выводу войск предшествовало начало политического урегулирования и прекращение огня. Я в этом смысле рассматривал бы вывод войск как раз в этом контексте", — добавил эксперт.
"На самом деле, эту операцию в Сирии, которую за последние пять с половиной месяцев провела Россия, можно считать образцом применения политических инструментов и иных технологий, включая силовые, — стратегии умной силы — назовём это так. Потому что на самом деле речь идёт о том, что Россия действительно переломила ситуацию в Сирии, с точки зрения военно-политической", — считает эксперт.
Причём, отметил он, это было сделано по сути после нескольких лет бездействия других мировых держав в деле сирийского урегулирования — они, добавил эксперт, лишь декларировали намерения, но не предпринимали никаких действий.
По словам Бадовского, ситуация в Сирии до вмешательства России только ухудшалась, что объективно приводило к разрастанию террористической угрозы. Более того, операция российских ВКС была предпринята по сути в крайней ситуации, когда сирийский кризис уже грозил перерасти в ближневосточный с ещё более тяжелыми последствиями, считает эксперт.
Политический процесс и безопасность в регионе
Кроме того, подчеркнул глава Фонда ИСЭПИ, "стратегия умной силы" предполагала помимо военных усилий одновременно серьёзные политические и дипломатические усилия и переговоры, использовались разные форматы, в том числе, методы челночной дипломатии.
По мнению Бадовского, эта последовательность и эффективность в действиях России, "способность по-умному применять силу" — "то, что на сегодняшний день ситуацию в регионе стабилизирует".
В свою очередь глава ФоРГО Костин отметил, что сейчас созданы предпосылки для мирного урегулирования, по сути, запущен политический процесс. Соответственно, для того, чтобы контролировать режим прекращения огня, небольшие группировки остаются на двух базах, но они там исторически находятся и находились до начала операции ВКС, напомнил эксперт.
"Поэтому, я думаю, что если мы говорим о региональной безопасности, здесь в общем-то созданы все условия для того, чтобы развитие ситуации и дальше происходило в нормальном неконфликтном ключе, чтобы продолжалось политическое урегулирование. Тем более, что уже практически через месяц выборы в Сирии должны пройти", — сказал глава ФоРГО.
Прогнозы критиков не оправдались
Говоря о том, как решение о выводе войск из Сирии может отразиться на отношениях РФ и Запада, Костин отметил, что этот шаг говорит об открытости позиции России.
"В основе того, что делала Россия в Сирии, лежал очень простой принцип — слова соответствуют делам, а цели и намерения реализуются не на словах, а на деле", — добавил в свою очередь глава фонда ИСЭПИ Бадовский.
Председатель правления ФоРГО напомнил, что внутри России многие из числа "непримиримой оппозиции" критиковали проведение операции в Сирии.
"Когда только операция началась, было модно проводить аналогии с Афганистаном и Советским Союзом, говорили о том, что эта операция затянется, затянется на годы, ляжет тяжелым бременем на Россию. Мы видим, что все они (критики — ред.) в общем-то сегодня посрамлены, ситуация разрешилась, и дай Бог, чтобы и дальше политическое урегулирование, мирное урегулирование шло такими темпами", — добавил Костин.
Сейчас, считает Бадовский, становится очевидным, что в разговорах, которые были слышны в начале операции, — о том, что Россия рискует втянуться в новый Афганистан, — есть политические спекуляции.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>