Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала ‑ авторалли "Париж‑Дакар" ‑ стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин. В 1977 году он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в ралли Абиджан‑Ницца. Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Вернувшись во Францию Сабин подумал, что неплохо было устроить ралли‑рейд, то есть гонку по бездорожью. Идея оказалась заманчивой, и с тех пор было проложено 29 оригинальных маршрутов, которые менялись каждый год по разным причинам, как политическим, так экономическим и спортивным. До 1994 года "Дакар" неизменно стартовал из Парижа с переправой через Средиземное море. В дальнейшем встречались разные варианты: Португалия, Испания. В 2003 году финиш состоялся на египетском курорте Шарм‑эш‑Шейх.
Ралли "Дакар‑2008" было отменено из соображений безопасности в связи с угрозой терроризма на территории Мавритании.
В 2009 году 30‑й юбилейный "Дакар" впервые прошел в Южной Америке, стартовав и финишировав в Буэнос‑Айресе. Трасса прошла по территории Аргентины и Чили через пампасы Патагонии, горный хребет Анд на высоте 4 тысяч метров, пустыню Атакама.
Ралли "Париж‑Дакар" ежегодно стартует в канун Нового года. Вначале ралли‑марафон был одним из этапов Кубка мира по ралли‑рейдам, но из‑за разногласий в технических регламентах был выведен из состава Кубка мира, оставшись при этом самым престижным состязанием.
В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80%). Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на "Дакаре" помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть еще зачеты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачете выявляется победитель ралли‑рейда. Длина трассы составляет примерно десять тысяч километров.
В первом "Дакаре" приняло участие 182 экипажа, из них финишировало 74. Каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в "Дакаре", по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придется преодолеть на пути. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок‑звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и другие знаменитости.
С 1990 года в гонке "Париж‑Дакар" принимают участие и российские грузовики Камского автозавода, которые в последние годы постоянно занимают лидирующие позиции на финише.
Российская команда "КАМАЗ‑Мастер" – 10‑кратный чемпион ралли "Дакар".
Пилот российской команды Владимир Чагин – семикратный победитель ралли "Дакар" в категории "грузовики", что является рекордом для гонщиков одной категории.
Ралли "Дакар" знает и немало трагических случаев. В 1986 году потерпел крушение вертолет, на борту которого находился Тьерри Сабин, бессменный организатор гонки. В 1989 году один из болельщиков был застрелен в Западной Сахаре, а в 1998 году одна из машин попала под обстрел в Мавритании.
Согласно разным данным, с 1979 года на ралли‑рейдах "Дакар" погибло более 50 человек, среди которых были и участники, и журналисты, и местные жители.
В 2011 году 25‑м погибшим на "Дакаре" гонщиком стал аргентинец Амор Эдуардо Освальдо.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников