Рейтинг@Mail.ru
Международный день Навруз - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Международный день Навруз

© РИА Новости / Тарас Литвиненко | Перейти в медиабанкМусульмане во время празднования праздника "Навруз" в Ханском дворце в Бахчисарае. Архив
Мусульмане во время празднования праздника Навруз в Ханском дворце в Бахчисарае. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Ежегодно 21 марта отмечается "Международный день Навруза".

Навруз, или "персидский Новый год" — национальный праздник тюркских народов, один из древнейших праздников в истории человечества. Отмечается во многих мусульманских странах Западной и Центральной Азии, на Кавказе.

Навруз не является религиозным праздником и больше связан с народной традицией.

Историки определяют его возраст более чем в три тысячи лет, родина этого праздника — Хорасан (историческая область Центральной Азии).

В переводе с фарси Навруз означает "новый день" — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием или астрономическим началом весны.

Названия праздника могут различаться в разных странах — Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз и др.

Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (варианты написания — Заратустра, Зороастр, Зардушт). В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III-VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".

По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье; первое живое существо Каюмарс был создан Богом из глины; мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм (религия Древней Персии до появления ислама), и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на золотой престол которого в этот день упали лучи солнца.

Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза, — это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать создание богом мира, которое происходило "в шести видах" в течение года (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

После распространения ислама в Иране и Средней Азии Навруз был запрещен, но, несмотря на преследования, широко отмечался в народе, особенно популярны были его обряды, связанные с практикой земледельцев, например, обряд первой борозды — начало весеннего сева.

В Средние века мусульманское духовенство, не сумев искоренить этот народный языческий праздник, внесло в него некоторые исламские компоненты.

В сентябре 2009 года Навруз был включен в репрезентативный Cписок нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а 23 февраля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта "Международным днем Навруза". Резолюция ГА ООН о Международном дне Навруза была принята по инициативе Азербайджана, Албании, Афганистана, бывшей югославской Республики Македонии, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Турции.

В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а День весеннего равноденствия — выходным днем.

В древности время наступления Навруза определялось астрологами. Сейчас их сменили астрономы, которые вычисляют наступление праздника с точностью до минуты. В 2016 году весеннее равноденствие наступит 20 марта в 4.31 по Всемирному координированному времени (UTC) или в 7.31 по московскому времени.

Суть праздника — торжественная встреча весны. Примерно за две недели на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз — чтобы стать основой для праздничного блюда.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.

Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы (ферешта). Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги.

По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего возрождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву "син" ("с"): семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке — монета; серке — уксус; сир — чеснок; сумах — специя; саману (у других народов сумалак) — блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед — ягода лоха; сабзе — зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы (сомарэк).

Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепешки, чашу с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца.

В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения.

В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману), которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак — это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халисы) — мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения (в городах — соседки по дому) и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье.

Как правило, на праздничный стол стараются подать как можно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным.

В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай в дни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы — праздничной долей. Соседям и друзьям отсылается поднос с праздничными угощениями, который не положено возвращать пустым.

Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки.

В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины. Полагалась на Навруз лучшим образом кормить домашних животных, благим делом была посадка любых деревьев, особенно каштана, инжира и шелковицы. Принято посещать больных и одиноких.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Эта традиция сохранилась в Иране, где из 13 дней первые пять посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда-бедар ("Тринадцатое вне дома").

В тринадцатый день наступившего нового года люди покидают свои дома и выезжают за город, либо собираются в парках, садах, где продолжается праздник. Они проводят этот день вне дома, чтобы не навлечь беды в дом. Такое поверье осталось с древности и связано с числом тринадцать.

Во время этих своеобразных пикников едят сладости, шербет — чтобы год был сладким, счастливым.

Наряду с традиционными ритуалами в настоящее время получили признание такие обрядово-праздничные мероприятия Навруза, как фестивали, конкурсы, массовые шествия, спортивные игры и т.д.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала