16 сентября 1955 года состоялся первый в мире старт боевой баллистической ракеты с советской подводной лодки.
Работы по созданию ракеты были начаты по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 января 1954 года "О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением". Ответственным за разработку ракеты назначили Сергея Королева, главного конструктора в ОКБ —1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева).
Чтобы уложиться в заданные сроки, в ОКБ-1 решили пойти по пути адаптации уже созданных и испытанных ракет к новым условиям.
Конструкторы модернизировали оперативно-тактическую ракету Р-11М, имевшую подходящие размеры для размещения на выбранных в качестве возможных носителей подводных лодках.
В качестве основного приняли вариант пуска ракет из надводного положения подводной лодки (ПЛ), для чего нужно было поднять специальную пусковую установку с полностью заправленной ракетой из шахты ПЛ до уровня боевой рубки и удерживать ее там в вертикальном положении до пуска. Принятый вариант позволял обойтись без коренной переделки конструкции подлодки и ограничиться только доработкой на верфи мест, связанных со спецификой размещения ракеты на ПЛ. Требовались также серьезные изменения в бортовой части системы управления ракеты (прием исходных данных на пуск из навигационной системы ПЛ).
При разработке баллистической ракеты (БР) морской модификации, получившей на флоте обозначение Р-11ФМ, был решен целый комплекс сложных проблем, связанных с установленным на ней жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), который обладал более высокими энергетическими характеристиками по сравнению с двигателем на твердом топливе.
В частности, было обеспечено хранение заправленных БР в шахте подводной лодки (ракета Р-11 заправлялась перед стрельбой). Это было достигнуто заменой спирта и жидкого кислорода, требовавшего после заправки постоянного дренажа и, соответственно, подпитки, на керосин и азотную кислоту, которые могли храниться в герметичных баках ракеты длительное время.
Осенью 1954 года на единственном тогда в стране ракетном полигоне Капустин Яр были проведены первые три пуска ракеты с неподвижного стенда, которые позволили убедиться в правильности принятых технических решений по пусковому устройству и его монтажу на подводной лодке. В мае-июле 1955 года пуски осуществлялись со стенда, на котором имитировались условия шторма до четырех баллов. Результаты проведенных на полигоне испытаний позволили сделать вывод о возможности морских испытаний изделия совместно с ПЛ.
Для размещения систем ракетного комплекса, отработки старта ракет с подводной лодки и проведения различных видов испытаний переоборудовалась большая торпедная подводная лодка проекта 611. На ней за боевой рубкой в диаметральной плоскости были установлены две вертикальные шахты, в которых хранились ракеты. Старт ракет производился со специальных пусковых столов, выдвигаемых вместе с ракетой перед стрельбой на верхний срез шахты.
Пусковая установка ракеты имела горизонтальную амортизацию механического типа, поворотный пусковой стол для наведения по азимуту и корсетное устройство для удержания ракеты на верхнем срезе шахты.
Морские испытания ракеты Р-11ФМ проводили на Северном флоте, в акватории Белого моря. В обстановке глубокой секретности, ночью с 14 на 15 сентября 1955 года, ракета была доставлена на борт подводной лодки. Чтобы обеспечить точную стрельбу, недалеко от населенного пункта Ненокса (Архангельская область) были установлены створные знаки, обеспечивавшие выполнение задачи прицеливания. На воде, в точке старта, установили буй. За час до намеченного времени старта началась подготовка ракеты к пуску.
16 сентября 1955 года в 17 часов 32 минуты из акватории Белого моря, впервые в мире, с борта подводной лодки, находившейся в надводном положении, успешно стартовала баллистическая ракета. Практически была подтверждена возможность старта баллистических ракет с подводной лодки. На борту ПЛ во время пуска находился Сергей Королев, а также представители промышленности и морского полигона.
Ракета Р-11ФМ была одноступенчатой, с несущими топливными баками из стального сплава. При ее проектировании и строительстве использовали новейшие достижения в области ракетостроения и металлургии. Применение легких и прочных материалов позволило снизить вес ракеты до 5,44 тонны.
На Р-11ФМ устанавливался один маршевый жидкостный ракетный двигатель, компоненты топлива в камеру сгорания которого подавались не турбонасосным агрегатом, а вытеснительной системой. Баки ракеты заправлялись в базе перед выходом на боевое патрулирование. Для этих целей был создан специальный комплекс наземных средств.
Система управления ракеты решала задачи управления дальностью и обеспечивала устойчивость движения ракеты в полете. Она включала в себя автомат стабилизации, автомат управления дальностью, коммутационную аппаратуру и источники питания. В качестве органов управления полетом были применены газоструйные рули. Дальность полета составляла 150 километров.
Ракета комплектовалась неотделяемой в полете моноблочной головной частью с ядерным зарядом мощностью 10 килотонн. При встрече ракеты с целью должно было сработать взрывное устройство и обеспечить подрыв специального заряда головной части.
Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4-5 баллов и скоростях хода 8-12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через пять минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.
С целью отработки всех систем ракетного комплекса, в состав которого входили ракеты, пусковые установки, корабельный комплекс приборов управления стрельбой, специальные системы обслуживания ракет, в 1955-1958 годах проводились интенсивные всесторонние наземные и летные испытания. Только в 1955 году было проведено восемь пусков ракет. Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса, получившего обозначение Д-1, продлилась до конца 1958 года, а 20 февраля 1959 года комплексы Д-1, оснащенные ракетой Р-11ФМ, были приняты на вооружение ВМФ. Советский Союз стал первой страной, в составе подводных сил которой находились ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами. Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
Работа коллектива ОКБ-1 по созданию баллистической ракеты морского базирования Р-11ФМ была отмечена Ленинской премией.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников