Вознесение Господа нашего Иисуса Христа отмечается Русской православной церковью как один из великих двунадесятых праздников в 40-й день от первого дня Пасхи.
Вознесение Господне — один из двенадцати праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.
Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи.
В 2015 году День Вознесения Господня приходится на 21 мая.
Вознесение Иисуса Христа подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов, а также в окончании Евангелия от Марка.
В День Вознесения православные христиане вспоминают события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Христос не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них — к Пятидесятнице. В день Вознесения он собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил учеников и — как был, во плоти — вознесся на небо. Новый Завет так пишет об этом событии: "Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их".
Ученики долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Иисусу Христу. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: "Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо". После этого апостолы возвратились в Иерусалим с великой радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. С ними была также Мария — мать Иисуса Христа со своими родственниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфея, на место погибшего Иуды-предателя.
По учению православной церкви, Вознесением завершилось земное служение Бога-Сына. Это событие имеет для верующих глубокое символическое значение: искупив страданиями и крестной смертью человеческие грехи, Иисус Христос в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и "предуготовил естество человека к принятию Святаго Духа".
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После этого настанет жизнь будущего века — другая вечная жизнь.
Вознесением завершается празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также "отданием Пасхи". С этого дня верующие перестают обмениваться при встрече пасхальными приветствиями "Христос воскресе! — Воистину воскресе!".
До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году — это был период церковного календаря. Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.
С V века традиция празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно.
Праздник продолжается десять дней: один день предпразднества, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднества.
Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой недели по Пасхе.
За века христианства на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни — все это переплелось с церковным смыслом праздника. Пасху на Руси еще называли Велик-днем, а Вознесение — Вознесеньев день. В сорок дней между Пасхой и Вознесением особо привечали нищих и больных людей. Люди верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада.
На Вознесение пекли особые блины, которые называли "Божья окутка", "онучки", "Христовы лапотки". Их стряпали "Христу на дорожку". Во многих местах был обычай ходить в Вознесеньев день в гости по родным и знакомым — это в старину называлось "ходить на перепутье". Гости дарили хозяевам лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарными узорами. Эти традиции вполне соотносятся с церковным смыслом праздника.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников