Московский метрополитен (метро) — городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.
Первые предложения о сооружении в Москве метро относятся к началу ХХ века.
В 1924 году в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. В 1925-1930 годах сотрудниками подотдела был разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линий. Он был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 года "О строительстве в Москве метрополитена с 1933 года". Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы.
15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" общей протяженностью 11,2 километра.
20 марта 1937 года был введен в действие участок второй очереди от станции "Смоленская" до станции "Киевская".
13 марта 1938 года вошел в строй действующих участок от станции "Улица Коминтерна" ("Александровский сад") до станции "Курская", было организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.
С момента своего образования метрополитен стал одной из главных строительных площадок Москвы. Строительные работы не прекращались даже в годы Великой Отечественной войны. 18 января 1944 года было завершено сооружение третьей очереди столичной "подземки" — Арбатско-Покровской линии от станции "Курская" до станции "Измайловская" ("Партизанская").
Послевоенное время стало периодом активных работ по строительству и запуску станций Кольцевой линии. 1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок от станции "Курская" до станции "Парк культуры". 30 января 1952 года открыт участок от станции "Курская" до станции "Белорусская". 14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры", который позволил замкнуть эту линию.
В ноябре 1958 года началось внедрение первых автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена. В 1961 году ими были оборудованы все станции.
В 1950-1960-х годах получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлилась до "Преображенской площади" в одну сторону до "Юго-Западной" — в другую. Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Горьковская (Замоскворецкая) линия пришла к Речному вокзалу на северо-западе.
В конце 1960-х годов станции метрополитена появились в районах улицы Каховки, на Каширском шоссе, Варшавском шоссе, в Коломенском. Арбатско-Покровская линия дотянулась до Щелковского шоссе. В 1961-1965 годах добавилось пять станций на Филевской линии. В 1962 году появились новые станции на Калужской линии в сторону Черемушек.
31 декабря 1966 года была открыта Ждановская (Таганская) линия от станции "Ждановская" ("Выхино") до станции "Таганская". В противоположную сторону эта линия увеличила длину в 1972-1975 годах, когда были введены в эксплуатацию участки от станции "Баррикадная" до станции "Пролетарская".
В конце 1979 года начали ходить поезда по новой Калининской линии, связавшей район Таганки с Новогиреевом. Дальнейшее развитие это направление получило в 1982 году, когда открылась станция "Третьяковская".
В 1980-х — начале 1990-х годов продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Теплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми.
В 1990-х годах значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). Продолжалось строительство Калужско-Рижской, Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Каховской и Люблинской линий метрополитена. В это время были переименованы некоторые станции Московского метрополитена.
С открытием в декабре 2002 года станции "Бульвар Дмитрия Донского" метрополитен впервые "шагнул" за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги.
Московский метрополитен продолжает свое развитие и сегодня. За последний год были открыты не только новые станции — "Битцевский парк", "Лесопарковая", "Спартак", "Тропарево", но и участок Калининской линии от станции "Деловой центр" до станции "Парк Победы".
Московский метрополитен сегодня — это 196 станции на 12 линиях, общей протяженностью 327,5 километров.
В соответствии с утвержденной программой развития метрополитена до 2020 года, планируется построить 150 километров путей и 70 новых станций. Общая протяженность путей составит 451 километр, количество станций — 252. Снизится плотность пассажиропотока, с 22% до 13% сократится количество горожан, не имеющих доступа к метрополитену.
Начальник Московского метрополитена с 22 июля 2014 года — Дмитрий Пегов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников