Светлая неделя или Светлая седмица у православных христиан — первые семь дней празднования Святой Пасхи.
В 2015 году Светлая неделя будет проходить с 13 апреля.
На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются чтением Пасхальных часов.
Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Все богослужения Светлой cедмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Они также символизируют, что воскресший Иисус Христос отверз для верующих двери Царства небесного.
В пятницу Светлой cедмицы отмечается память иконы Божией Матери "Живоносный источник", и после литургии совершается освящение воды.
В Светлую субботу богомольцам раздается артос. Артос (греч. "квасной хлеб") — общий всем членам церкви освященный хлеб, иначе говоря — просфора всецелая. Артос освящается особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. В субботу Светлой седмицы на литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.
Подобно празднику Пасхи, которая соединяет в себе события Смерти и Воскресения Иисуса Христа, на артосе начертывается знамение победы Христа над смертью — Крест, увенчанный тернием, или образ Воскресения Христова. Частицы артоса хранятся верующими как духовное врачевание от болезней.
На Светлой седмице не совершаются венчания и заупокойные молитвы. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием: "Христос Воскресе!" — "Воистину Воскресе!".
На Светлой неделе христиане ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи. В храмах звонят колокола в знак победы Христа над смертью и адом. В эти дни, как правило, звонить в колокола разрешается любому желающему.
Начиная с первого дня Пасхи и до праздника Вознесения Господня, на престоле лежит плащаница, символизирующая пребывание Христа после воскресения на земле в течение 40 дней.
В народном сознании на Руси Пасха была тесно связана с языческими обрядами встречи весны. Воскресение Христово и пробуждение природы после долгой зимы дарили людям двойную радость. Пасха была праздником обновления и возрождения жизни.
Народные пасхальные гуляния шли на Руси не только в день Пасхи, но и на всей Светлой седмице и даже после нее. Устраивали хороводы, игры, ставили большие уличные качели.
Крестьяне верили, что любой умерший в Пасхальную неделю попадает в рай, так как двери его открыты.
Всю неделю над деревнями не смолкал колокольный звон, в котором церковь видела знак торжества и победы над смертью и адом, а крестьяне приписывали ему способность оградить их от бед и воздействовать на урожай.
В воскресенье Пасху провожали. Во многих местах России воскресенье пасхальной недели, называемое Фоминым в память апостола Фомы, отмечалось особенно ярко, к нему приурочивалось начало хороводов или окончание первых весенних праздничных гуляний, начинавшихся с Пасхи, обряды встречи весны (кликание весны), а также молодежные или женские обходы дворов с поздравлением — "окликанием" молодоженов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников