Су-24 — советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Серийное производство Су-24 было развернуто с 1971 года в кооперации двух заводов: Дальневосточного завода им. Ю.А. Гагарина (город Комсомольск-на-Амуре) и Новосибирского завода им. В.П. Чкалова. Первый серийный самолет был поднят в воздух в Новосибирске 31 декабря 1971 года, а в 1973 году начались поставки в ВВС. Войсковые испытания Су-24 проводились в два этапа: первый этап — с мая 1975 года по август 1976 года, а второй этап — с января 1981 года по март 1982 года. Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего завод полностью перешел на выпуск новой модификации Су-24, который постановлением правительства от 22 июня 1983 года был принят на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в 1,5- 2 раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался вплоть до 1993 года.
В 1986 году было принято решение о разработке специальной экспортной модификации Су-24М, которая получила обозначение Су-24МК.
От базового самолета экспортная модификация отличалась измененным составом аппаратуры бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Первый предсерийный самолет Су-24МК был собран на заводе в Новосибирске на базе серийного Су-24 весной 1987 года.
Первый полет на нем был выполнен 30 мая 1987 года. Серийное производство самолета было развернуто год спустя. В 1988-1992 годах самолеты Су-24МК поставлялись на экспорт в Алжир, Ливию, Иран, Ирак и Сирию.
С начала 1970-х годов велись работы по созданию на базе Су-24 специализированных модификаций — разведчика Су-24МР и постановщика помех Су-24МП. Производство Су-24МП было ограничено выпуском всего 10 машин, первый серийный самолет был поднят в воздух на заводе в Новосибирске 7 апреля 1983 года. Первый серийный Су-24МР был облетан в Новосибирске 13 апреля 1983 года. Серийное производство самолета осуществлялось с 1983 по 1993 год, машины поставлялись в состав отдельных разведывательных авиаполков.
Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су-24М и ее производных вариантах.
Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция бомбардировщика Су-24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.
Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование самолета включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину. На Су-24 впервые установлена прицельно-навигационная система "Пума", в состав которой входит 13 подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора "Орион-А", радиолокатор предупреждения о столкновении, радиолокационная командная линия "Дельта ВМТ-6" для применения управляемых ракет, пеленгатор "Филин-Н" и др.
На Су-24М стоит усовершенствованный вариант прицельно-навигационной системы ПНС-24 — ПНС-24М "Тигр", в состав которой входят также 13 подсистем, в т. ч.: импульсно-доплеровская радиолокационная станция "Орион-А", радиолокационная станция следования рельефу местности "Рельеф", оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система "Кайра-24" для наведения управляемых ракет контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения "Фантасмогория" и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны "Карпаты", включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.
Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Су-24 имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.
Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограмм, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки неуправляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров.
Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением.
В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.
Су-24М может нести более широкий спектр УР класса "воздух-поверхность" с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29, Х-58 и Х-59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-6-23М.
В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса "воздух-воздух" с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р-60 (Р-60М).
Су-24 имеет кодовое обозначение НАТО — Fencer-A (Фехтовальщик), а Су-24М — Fencer-D.
Тактико-технические характеристики бомбардировщика Су-24М
Размах крыла (макс/мин) — 17,63 / 10,36 м;
Длина самолета — 24,53 м;
Высота самолета — 6,19 м;
Масса:
пустого самолета — 19 000 кг,
нормальная — 36 000 кг,
максимальная — 39 700 кг;
Тип двигателя — 2 ТРД АЛ‑21 Ф‑3;
Максимальная скорость:
на высоте — 2 240 км/ч,
у земли без подвесок — 1 400 км/ч;
Практический потолок — 11 000 м;
Практическая дальность — 3 800 км;
Практический радиус действия — 410-560 км;
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 7;
Экипаж — 2 человека.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников