Праздник жертвоприношения — Курбан-байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) — самый большой праздник мусульман. Он отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджжа Исламского календаря хиджра (Лунный календарь) и продолжается три дня.
В 2014 году в России Курбан-байрам отмечается 4-6 октября.
Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) завершает собой обряд хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия).
Происхождение Курбан-байрама связано с кораническим сюжетом о жертвоприношении Ибрахима, восходящим в свою очередь к библейскому сюжету о жертвоприношении Авраама.
Согласно мусульманскому толкованию, Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего сына. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. В тот самый момент, когда Ибрахим занес нож над сыном, то услышал глас: "О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…". Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (барашком).
Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.
Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.
Ночь накануне праздника Курбан-байрама или хотя бы ее часть мусульмане проводят в молитвах. Во время праздника Курбан-байрама является желательным возвеличивать и восхвалять Аллаха (такбир) на протяжении всех трех праздничных дней после каждой обязательной молитвы.
Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях.
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой мусульманам рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. После ее окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, когда каждый верующий приносит в жертву специально откормленное или купленное жертвенное животное (небогатые люди иногда покупают животное в складчину, в больших семьях, не имеющих возможности совершить жертвоприношение от каждого, приносят жертву ежегодно за каждого члена семьи по очереди; многие мусульмане заменяют заклание животного взносом в мечеть, соответствующим стоимости животного).
Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается — незадолго до захода солнца третьего дня.
Если мусульманин может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.
Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту — Сирату. Преодолеть мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву.
Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират. Кто не принесет в праздничный день жертву Богу, не сможет попасть в рай.
Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.
Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза — не менее года; буйвол и корова (бык) — два года; верблюд — не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным.
Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик!"
Жертвенное животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Мясо принесенного в жертву животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.
После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые готовятся в различных странах в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.
Употребление алкоголя (категорически запрещенного мусульманам вообще) в этот день является кощунством, глумлением над принципами ислама.
Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
В 2010 году власти Москвы поддержали обращение общественников, которые посчитали недопустимым проводить забой животных на улицах столицы на Курбан-байрам. С 2011 года мусульманам в Москве предлагается на выбор два варианта совершения обряда жертвоприношения: заказать жертвенное мясо заранее и к празднику получить его в упакованном виде или отправиться на одну из боен, расположенных в Подмосковье, чтобы непосредственно присутствовать на обряде жертвоприношения.
В 2014 году обряд жертвоприношения на праздник Курбан-байрам будет совершаться в Московской области в 14 специально отведенных местах — это фермы и скотобойни в Одинцовском, Коломенском, Ногинском, Подольском, Солнечногорском, Щелковском, Пушкинском, Сергиево-Посадском, Раменском муниципальном районах, в городских округах Балашиха и Домодедово.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников