24 августа 2004 года практически одновременно в результате заранее спланированных террористических актов произошли две катастрофы пассажирских самолетов Ту-134 и Ту-154, совершавших полеты из московского аэропорта Домодедово в Волгоград и Сочи. Пассажиры и члены экипажа обоих самолетов — 90 человек погибли.
Самолет Ту-154Б2 (бортовой номер RA-85556) авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс № 1047 из Москвы в Сочи (аэропорт Адлер) с 38 пассажирами и восемью членами экипажа на борту вылетел из аэропорта Домодедово в 21 час 35 минут. Самолет Ту-134А (бортовой номер RA-65080) авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", выполнявший рейс № 1303 из Москвы в Волгоград (аэропорт Гумрак) с 35 пассажирами и девятью членами экипажа на борту, вылетел из того же аэропорта в 22 часа 20 минут.
В 22 часа 53 минуты связь с самолетом Ту-154Б2 была утрачена, а его отметка пропала с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением. Самолет в это время находился на высоте 12100 метров над территорией Ростовской области.
Спустя менее минуты, в 22 часа 54 минуты, прервалась радиосвязь с экипажем и исчезла радиолокационная отметка самолета Ту-134А, который в это время находился на высоте 8100 метров над территорией Тульской области.
Разбившийся под Ростовом-на-Дону самолет Ту-154 перед катастрофой подавал сигнал "SOS".
В ходе поисково-спасательной операции были обнаружены обломки самолета Ту-154Б2 вблизи поселка Глубокий Каменск-Шахтинского района Ростовской области., а самолета Ту-134А — в районе деревни Бучалки Климовского района Тульской области. В Ростовской области к поисково-спасательным работам от МЧС России было привлечено более 220 человек, в Тульской области — более 300.
Никому из 90 пассажиров и членов экипажей обоих самолетов выжить не удалось. Жертв и разрушений на земле в результате падения лайнеров не произошло.
К утру 25 августа были найдены тела всех погибших в авиакатастрофах под Тулой и Ростовом-на-Дону, а также самописцы разбившихся самолетов.
В связи с авиакатастрофами в Тульской и Ростовской областях 26 августа 2004 года в России было объявлено Днем траура.
Расследование данных инцидентов проводила совместная оперативно-следственная бригада в составе МВД, ФСБ и прокуратуры. На месте гибели самолетов Ту-134 и Ту-154 в Тульской и Ростовской областях работали специалисты профильных спецслужб, в том числе две бригады специалистов-взрывотехников ФСБ.
Согласно распоряжению президента РФ, была создана Госкомиссия по расследованию причин авиакатастроф самолетов Ту-154 и Ту-134 под председательством министра транспорта РФ Игоря Левитина.
В обломках самолетов Ту-134 и Ту-154 эксперты обнаружили частицы взрывчатого вещества.
15 сентября 2004 года Госкомиссией по расследованию причин авиакатастроф был сделан вывод, что причиной катастроф самолетов Ту-154 и Ту-134 явилось разрушение конструкции самолетов в полете в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах.
По словам главы госкомиссии Игоря Левитина, запись параметров самописцев показала, что в самолетах было идентичное ударное воздействие внутри фюзеляжа, а также что катастрофическая ситуация возникла на самолетах практически одновременно и неожиданно для экипажей. По его словам, после взрывов в течение 2-3 секунд произошло нарушение кинематического управления рулями и отделение хвостовой части. По словам Левитина, дальнейшее управление самолетами в условиях разгерметизации стало невозможным.
В то же время комиссия установила, что нападения на экипаж и захвата самолетов не было, а "тревожная кнопка" на разбившемся в Ростовской области Ту-154 сработала самопроизвольно, через несколько секунд после разрушения конструкции машины.
Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено уголовное дело по статье 205 Уголовного кодекса РФ "Терроризм".
В результате оперативно-следственных действий и технических экспертиз было установлено, что предполагаемыми исполнителями терактов использовались паспорта, выданные на имя Аманат (Аманты) Нагаевой и Сациты Джебирхановой. Обе уроженки Чечни. Жительница Грозного Нагаева числилась среди пассажиров потерпевшего катастрофу в Тульской области самолета Ту-134, а Джебирханова была в списке пассажиров самолета Ту-154, разбившегося в Ростовской области.
В сентябре 2004 года прокуратура предъявила обвинение троим арестованным по делу о терактах на Ту-134 и Ту-154 — капитану милиции — оперуполномоченному Линейного отдела внутренних дел на транспорте аэропорта "Домодедово" Михаилу Артамонову, жителю Краснодарского края Армену Арутюняну и сотруднику авиакомпании "Сибирь" Николаю Коренкову.
Генпрокурор РФ сообщил, что капитан Артамонов без досмотра пропустил двух чеченок, совершивших теракты. По его словам, Нагаева и Джебирханова прибыли в столичный аэропорт рейсом из Махачкалы (Дагестан) вместе с еще двумя чеченцами. Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали у них паспорта и передали оперуполномоченному по борьбе с терроризмом капитану милиции для досмотра вещей и проверки на предмет возможной причастности к терактам, но капитан отпустил их без всякой проверки.
По словам генпрокурора, после этого чеченки стали спешно добывать билеты на самолет в здании аэропорта. Помощь им оказал некий гражданин, фамилию которого генпрокурор назвал как "Арутюнов", промышлявший спекуляцией на авиабилетах. Тот взял "за услуги" в общей сложности пять тысяч рублей — две тысячи с одной и три тысячи — с другой чеченки. Тысячу рублей Арутюнов передал сотруднику авиакомпании "Сибирь", в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров. "Чиновник написал на билете Джебирхановой "Принять к перевозке на рейс 1047 24.08.2004" и шахидка спокойно прошла в самолет", — сообщил генпрокурор.
В апреле 2005 года Домодедовский городской суд признал Армена Арутюняна и сотрудника авиакомпании "Сибирь" Николая Коренкова виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ — коммерческий подкуп. С учетом данных о личности обвиняемых суд приговорил каждого к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Летом 2005 года Домодедовский суд приговорил Артамонова к семи годам лишения свободы — максимальному сроку статьи 293 УК РФ "халатность". Позднее Мособлсуд снизил ему наказание на один год, до шести лет.
Через год после трагедии на месте катастрофы в Ту-134 в Тульской области был открыт памятный знак — расколотый куб из белого мрамора и черного гранита, на котором высечены фамилии погибших в авиакатастрофе, и высажена березовая аллея из 43 деревьев — в память о каждом пассажире и члене экипажа.
В 2009 году на месте трагедии была освящена часовня.
В 2005 году в Барнауле (Алтайский край) на Власихинском кладбище был открыт мемориальный комплекс памяти четырех алтайских бортпроводников, погибших при крушении самолета Ту-154 рейса "Москва — Сочи".
В 2007 году в поселке Глубокий Ростовской области был установлен памятник жертвам катастрофы самолета Ту-154. Он представляет собой расположенный на постаменте камень, на который установлена плита с выгравированной цитатой писательницы Евы Хоффман: "Исчезнувшие не исчезают совсем, они продолжают жить в нашей совести, не раскрытые преступления не растворяются в вечности, они остаются там, где совершились и довлеют над обществом, которое их совершило". Монумент, общая высота которого более двух метров, установлен в нескольких километрах от места крушения, так, чтобы его было видно с федеральной трассы М-4 "Дон".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников