Безопасность образовательного учреждения — система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность в образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: безопасность труда и обучения (охрана труда и учебы), радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени коррелируют между собой и влияют друг на друга.
На уровне субъектов РФ и местного самоуправления разрабатывается и реализуется отраслевая программа "Безопасность образовательного учреждения".
Противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры: приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.); обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара; приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации; устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).
Безопасность образовательного учреждения от угроз криминального, в том числе террористического, характера обеспечивается техническими и организационными мерами, которые, в частности, включают в себя обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта; охрану учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора; формирование и содержание в учреждении собственной службы безопасности (может быть использована в качестве подразделения по борьбе с пожарами); наличие ограждения по периметру здания и освещения внутренней и прилегающей к зданию территории; оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц; наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;
Приведенный перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение, исходя из специфики своей деятельности, может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.
В настоящее время реализуется техническая система контроля и управления доступом (СКУД) которая включает в себя ограничение доступа в учебное заведение только авторизированным лицам по специальным ключ-картам. Каждый из учеников получает идентификационную карточку, на которой записана информация об учащихся и телефон учебного заведения, по которому можно связаться в случае какого-либо происшествия. Одновременно карточка является пропуском для доступа в учебное заведение. Благодаря этой системе применение подобных карт позволит вести учет посещения учащимися, в том числе формировать специальную электронную базу, доступ к которой, удаленно, по специальному паролю смогут получать родители.
На входе в учебное заведение могут устанавливаться системы видеонаблюдения. С 1 апреля 2012 года в столице начала работать Единая общегородская система видеонаблюдения. Данные с камер слежения поступают в Единый центр хранения и обработки данных. Центр взаимодействует с МЧС, полицией, скорой помощью и прочими экстренными службами.
За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения. В крупных российских школах также введена должность заместителя директора по обеспечению безопасности, на которую принимаются лица, имеющие опыт работы в силовых структурах.
Проверка готовности образовательного учреждения к началу учебного года проводится в каждом субъекте РФ местными органами управления образованием.
Требования по безопасности регламентированы нормативно-техническими документами (НТД). Основные мероприятия по безопасности, сроки их выполнения и ответственность определяются в приказах и распоряжениях руководителя образовательного учреждения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников