МОСКВА, 29 сен – Р-Спорт. Церемония зажжения огня зимних Олимпийских игр 2014 года пройдет в воскресенье, 29 сентября, в Древней Олимпии, после чего примет старт эстафета, которая завершится в Сочи 7 февраля 2014 года.
Эстафета олимпийского огня — традиционный атрибут, предшествующий церемонии открытия Олимпийских игр. Маршрут факельной эстафеты разрабатывается оргкомитетом очередных игр совместно с национальными олимпийскими комитетами стран, по территории которых он проходит. Отвечает за транспортировку олимпийского огня оргкомитет Игр.
Участниками эстафеты являются выдающиеся спортсмены соответствующих стран. Особенно много внимания уделяется тому, кто будет зажигать огонь в чаше на олимпийском стадионе. Это могут быть и всемирно известные спортсмены, и выдающиеся люди страны.
Традиция доставлять олимпийский огонь в город-хозяин Олимпийских игр с помощью символической эстафеты, берущей начало в Греции, зародилась лишь в XX веке. Первая эстафета олимпийского огня была проведена от греческого города Олимпии, где происходит церемония зажжения олимпийского огня, до столицы Олимпийских игр 1936 года – Берлина. Идея эстафеты была разработана Карлом Димом, генеральным секретарем организационного комитета берлинских Олимпийских игр. Военно-промышленная компания Круппа изготовила для этой цели факелы по дизайну скульптора Вальтера Лемке.
Во время своего путешествия из Греции пламя несли около трех тысяч бегунов, которые пересекли семь стран и преодолели 3,075 километров.
Традиционно Олимпийский огонь переносился спортсменами. Начиная с 1948 года Олимпийское движение начало использовать и другие виды транспортировок. Для Олимпийских игр в Лондоне 1948 года огонь пересек залив Ла-Манш на корабле ВМС Великобритании.
Перед зимними Играми 1952 года в Осло эстафета началась у камина в доме-музее Сондре Норгейма. Так норвежцы отдали дань уважения основоположнику лыжного спорта в своей стране. Вся эстафета была лыжной.
В том же году перед летней Олимпиадой в Хельсинки факел, зажженный на земле Эллады, впервые поднялся в воздух. В Финляндию его доставили на самолете. Следующее воздушное путешествие олимпийский огонь совершил через четыре года. В шахтерской лампочке его по воздуху доставили в Австралию.
В 1960 году началась трансляция передачи олимпийского огня по телевидению. За церемонию прибытия факела на зимние Олимпийские игры 1960 года в Скво-Вэлли отвечал известный американский кинорежиссер-мультипликатор Уолт Дисней. В план мероприятий он включил переправку пламени по воздуху из Олимпии в Лос-Анджелес, место проведения Олимпийских игр 1932 года.
В 1964 году эстафета олимпийского огня олимпиады в Мехико повторила большей частью путь путешествия Христофора Колумба.
В 1976 году после окончания греческого этапа эстафеты Олимпийский огонь был передан в страну-хозяйку будущих Игр, Канаду, через спутник. Специальный прибор превратил ионизированные частички пламени в импульс, который был передан через Атлантику посредством космического спутника. В Канаде сигнал был преобразован обратно в пламя.
19 июня 1980 года в Греции стартовала эстафета огня XXII летних Олимпийских игр, которые проходили в Москве. Эстафета Олимпийского огня охватила не только СССР и Грецию, она проходила также по территории Болгарии и Румынии.
В 1988 году по дороге на Игры в Калгари огонь отправили за полярный круг на снегоходе.
Перед зимней Олимпиадой в Альбервилле в 1992 году олимпийский огонь пролетел на сверхзвуковом "Конкорде". Через два года организаторы Игр в Лиллехаммере впервые использовали в эстафете не только оленью упряжку и парашют, но и инвалидную коляску.
Перед Олимпиадой 1996 года в Атланте олимпийский факел впервые побывал в космосе. Правда, из соображений безопасности огонь на орбите не зажигали.
В 2000 году вблизи Большого барьерного рифа огонь был переправлен под водой. Австралийский биолог Вэнди Крейг-Дункан несла олимпийский факел прямо по морскому дну у Ажинкурского рифа, входящего в Большой барьерный риф у побережья австралийского штата Квинсленд. Для этой цели был разработан такой факел со специальным искрящимся составом, что позволяло огню не только гореть под водой, но давать достаточно света.
Эстафета олимпийского огня игр в Солт-Лейк-Сити в 2002 году преодолела более 13,5 тысяч миль через 46 американских штатов, впервые прошла через Аляску и посетила все американские города, когда-либо принимавшие у себя Олимпийские игры. Наряду со спортсменами в эстафете участвовали родственники погибших в результате трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
В 2004 году состоялась первая всемирная факельная эстафета, которая продолжалась 78 дней. Олимпийский огонь преодолел дистанцию более чем в 78 тысяч километров, побывав в руках у 11400 факелоносцев. Эстафета впервые прошла по Африке и Южной Америке, посетила все города-хозяева предыдущих игр и закончила свой путь в Афинах — столице летних Игр-2004.
В 2006 году перед зимней Олимпиадой в Турине олимпийский факел прокатился на венецианской гондоле и на болиде "Феррари", хотя ни гребля, ни "Формула-1" в программу зимних Олимпиад не входят.
Огонь Олимпийских игр в Пекине в 2008 году проделал путь по пяти континентам Земли и обошел все провинции и специальные административные районы Китая, а также достиг высочайшей вершины мира — горы Эверест.
В 2010 году, в преддверии зимних Олимпийских игр в Ванкувере, самолет канадских ВВС доставил олимпийский огонь, хранившийся в шахтерском фонаре, из Греции на канадскую землю. Он находился в воздухе почти 24 часа. К центру столицы провинции Британская Колумбия — Виктории олимпийский артефакт был доставлен по воде Внутренней бухты на почти 14-метровом каноэ, которым правили вожди четырех местных индейских племен. Церемонно попросив разрешения сойти на когда-то принадлежавшую аборигенам землю, процессия вождей доставила огонь к специально возведенной по такому случаю сцене. На пути из Виктории в Ванкувер пламя посетило свыше тысячи канадских общин.
Маршрут эстафеты Олимпийского огня летних Игр-2012 в Лондоне прошел по 1 тысяче 21 населенному пункту всех частей Великобритании — Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, а также по находящимся под властью британской короны островным владениям, в том числе острову Мэн, Нормандским островам Гернси и Джерси. Общая длина маршрута составила около 8 тысяч миль.
Олимпийский огонь перевозили на самых разных видах транспорта: самолетом, кораблем, баржей, пароходом, поездом, трамваем, на фуникулере и канатной дороге, воздушном шаре, велосипеде и мотоцикле.