Ежегодно 22 сентября во многих странах мира проводится Всемирный День без автомобиля (World Carfree Day), девиз которого — "Город как пространство для людей, пространство для жизни".
День без автомобиля впервые провели в 1973 году в Швейцарии, когда власти страны в связи с топливным кризисом призвали граждан отказаться от машин на четыре дня. Отказы от автомобилей в разных странах Европы продолжались следующие два с половиной десятка лет — до 1997 года, когда первую общенациональную акцию провела Великобритания.
В ряде городов принимаются меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.
Многие мегаполисы мира проводят своеобразные велодемонстрации. Первая такая велодемонстрация была организована в 1992 году велосипедистами Сан-Франциско (США). Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество демонстрантов и мест проведения пробегов быстро росло.
По приблизительным оценкам, в акции "День без автомобиля" каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира.
В России повсеместными и определяющими идеи этого Дня пока не стали, акция лишь набирает обороты.
Инициативу проведения Дня без автомобиля поддержали Белгород — в 2005 году, Нижний Новгород — в 2006 году.
В Москве акция проводится с 2008 года.
По данным столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды, если Москва хотя бы на один день откажется от машин, вредных выбросов в атмосферу станет на 2,7 тысяч тонн меньше.
В 2009 году к акции присоединился Калининград.
В 2010 году мероприятия в честь Дня без автомобиля впервые организовали сторонники Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и местные власти в Санкт‑Петербурге, Ставрополе, Твери, Чите, Тамбове, Курске, Казани, Самаре и десятках других городов.
В 2011 году День без автомобиля в Москве ознаменовался снижением стоимости билетов на общественный транспорт. Кроме того, в день акции на улицы Москвы вышли дополнительно 410 единицы автобусов, 150 единицы троллейбусов и 70 трамваев.
В 2012 году власти Москвы решили повторить эксперимент по снижению стоимости билетов на общественный наземный транспорт, а главным событием Дня стало возобновление трамвайного движения на Лесной улице столицы после четырехлетнего перерыва. И все же в День без автомобиля Москва, как и в предыдущие годы, не смогла избежать транспортных пробок, повысив тем самым актуальность Дня без автомобиля и его главной задачи — привлечение внимания общественности к экологическим проблемам мегаполисов и транспортной загруженности магистралей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников