Американский художник, скульптор, дизайнер, кинорежиссер, один из создателей постмодернистского направления поп-арта Энди Уорхол (Andy Warhol, настоящее имя Андрей Вархола) родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США).
Родители, Юлия и Ондрей Вархола, происходили из деревни Микова на северо-востоке бывшей Чехословакии, тогда находившейся в Австро-Венгрии. Они эмигрировали в Америку еще до рождения троих своих детей.
Уорхол изучал коммерческое искусство в Институте технологии Карнеги (сейчас — Carnegie Mellon University) в Питтсбурге. В 1949 году, окончив институт (графический дизайн) и получив степень бакалавра искусств, он переехал в Нью-Йорк, где вначале работал художником-иллюстратором в разных журналах, в том числе Vogue и Harper's Bazaar, оформлял витрины, делал открытки и плакаты. Успех ему принесли графические работы в области рекламы, особенно рисунки обуви для компании "И. Миллер".
Работа в коммерческой рекламе принесла Вархоле известность и изменила его имя. Однажды подпись под его рисунком была набрана неправильно и он решил оставить это написание имени и стал Энди Уорхолом.
В 1952 году работы Уорхола были представлены на выставке в Нью-Йорке, а в 1956 году он получил почетный приз "Клуба художественных редакторов".
В 1960 году он создал культовое произведение "Кока-Кола". В 1960–1962 годах появился ряд картин с изображением консервных банок с супом Кэмпбелл (Campbell's Soup Can), которые стали визитной карточкой Энди Уорхола.
С 1962 года Уорхол стал применять технику шелкографии. Он переносил свои образы непосредственно на холст, используя при этом рекламные трафареты, кадры из фильмов и фотографии. Его портреты звезд кино и шоу-бизнеса (Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Элвиса Пресли) и политических деятелей (Мао Цзедуна, Владимира Ленина) стали символами поп-арта.
В 1963 году Уорхол открыл в центре Манхэттена студию, которую назвал "Фабрика". Студия была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих и была налажена работа по "массовому производству" портретов знаменитостей. Работы Энди Уорхола стали настоящим символом коммерческого поп-арта и американской художественной культуры XX столетия.
Исследователи особо отмечают значительный вклад Энди Уорхола в кинематограф, журналистику и фотографию. Всю свою жизнь Энди посвятил художественной фотографии, ее обработке и массовому распространению. Искусствоведы отмечают такие его работы, как The Andy Warhol Museum, Christie's, Picture Alliance, AP, Stern Magazine, Cinetext и многие другие.
В 1970-е годы Уорхол приобрел "Полароид", начал самостоятельно фотографировать и потом переводить полученные фото на холст. К этой серии относятся портрет матери (1974), портрет исследователя творчества Пикассо Джона Ричардсона, портрет галерейщика Лео Кастелли (все — шелкография), а также цветные гравюры (на основе собственноручно снятых фотографий) с изображениями Джейн Фонды (1982) и Ингрид Бергман (1983).
Во второй половине 1960-х годов Уорхол стал проявлять интерес к кино и начал снимать фильмы. В основном это были немые картины. Первый его фильм назывался "Поцелуй" и длился 50 минут. Результатом кинотворчества Уорхола стали также трехминутные кинопробы, короткометражки, работы с определенным киносюжетом. Однако, став невероятно известным художником и перформером, Энди Уорхол оставался не особенно прославленным режиссером. Львиную долю своих кинопроизведений — несколько сотен кинокартин — он снял всего за несколько лет, с 1963 года по 1966 годы.
Официальная киностраница творчества Энди Уорхола закрылась в 1976 году фильмом "Плохой". Но художник продолжал снимать ленты с домашним кино вплоть до своей смерти.
3 июня 1968 года психически неуравновешенная писательница, феминистка Валери Соланас, снявшаяся в его фильме "Я — мужчина", серьезно ранила Уорхола выстрелом из пистолета. После покушения Уорхол стал постоянно посещать ближайшую церковь, исповедоваться и причащаться.
Уорхол пробовал себя в разных областях деятельности. Параллельно с экспериментами в любительском кино он продюсировал первую альтернативную рок-группу The Velvet Underground ("Бархатный андеграунд"), выступая продюсером нескольких альбомов этой группы и выполнив дизайн обложки их первого диска. С 1966 по 1968 год он снял несколько фильмов с участием коллектива. В 1966 году Уорхол придумал для концертов группы мультимедийное световое шоу Exploding Plastic Inevitable (EPI) ("Взрыв пластика как неизбежность"), сочетавшее в себе многоэкранное проецирование фильмов, цветные лучи света, цветовые вспышки и т.д. Он также выступил дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов, таких как Sticky Fingers группы The Rolling Stones.
В 1968 году был опубликован первый роман Уорхола "А", состоящий из записи обрывков телефонных разговоров на "Фабрике". В 1969 году он основал журнал "Интервью" (inter/VIEW), который задал новый стиль репортажа о новостях культуры.
В 1970 году Энди вернулся к живописи и создал, в частности, более двух тысяч портретов Мао, в 1984-1986 годах он создал и картину "Карта СССР" с отмеченными местами сосредоточения ракет SS 11 и SS 20 (на этой же карте видна и территория Китая), а в 1986 году — портрет Ленина.
В 1975 году появилась книга "Философия Энди Уорхола (от Э до Ъ и обратно)", в 1980 году вышла книга "Попизм: Уорхол в 60-е". "Дневники Энди Уорхола" (The Andy Warhol Diaries) были изданы в 1989 году, уже после его смерти.
В 1980 году Уорхол решил организовать собственное телевидение, разработал проект нового кабельного канала (Andy Warhol's TV) и стал его директором.
В 1984-1986 годах Уорхол возвращается и к темам раннего поп-арта и технике шелкографии: "Гамбургер", "Бифштекс за 99 центов", "Будь мужчиной с крепким телом".
На протяжении всей жизни Уорхол коллекционировал живопись, мебель, драгоценности, предметы декоративно-прикладного искусства. Пресытившись поп-культурой, в 1980-е он стал покупать антиквариат и украшать свое жилище шедеврами классического искусства. После его смерти его коллекция была распродана на аукционах Sotheby's.
Энди Уорхол умер в Нью-Йорке 22 февраля 1987 года. Братья перевезли тело художника в Питтсбург, где похоронили его на территории католической церкви византийского обряда (церковь Св. Духа).
Свое состояние, оценивающееся в 100 миллионов долларов, художник завещал своему фонду для помощи художественным организациям.
В 1989 году Музей современного искусства в Нью-Йорке посвятил художнику полномасштабную ретроспективную выставку.
В 1994 году открылся Музей Уорхола в Питтсбурге, коллекция которого насчитывает 4258 единиц хранения, в том числе 800 живописных работ, созданных в период с 1940-х до 1987 года, ряд шелкографий, графических работ, фотографий и скульптур, кино- и видеоработ.
Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на его работы. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов. Ценовым рекордом на творчество художника является его "Авария зеленой машины", проданная в Нью-Йорке за 72,7 миллиона долларов.
Жизнь художника описана в документальном фильме Чака Уоркмана "Сверхзвезда: Жизнь Энди Уорхола" (1990).
О том, как дело Уорхола живет и процветает в современном искусстве, читайте в материале проекта Weekend >>
Материал подготовлен на основе информации открытых источников