Парламентская ассамблея Совета Европы учредила процедуру мониторинга в 1993 году. ПАСЕ поручила своим комиссиям по политическим вопросам и по юридическим вопросам и правам человека внимательно следить за выполнением принятых обязательств новыми государствами-членами СЕ и представлять регулярные доклады, пока все обязательства не будут выполнены.
Декларируемая цель мониторинга — убедиться, что все страны СЕ находятся в общих правовых и политических рамках, определяемых в соответствии со стандартами Совета Европы, принципами правового государства, парламентской демократии и защиты прав человека.
В 1997 году в ПАСЕ была создана специальная комиссия по мониторингу, которая формируется партийными группами. Эта комиссия следит за тем, как страны‑члены выполняют обязательства, взятые на себя после вступления в СЕ. В случае грубейших нарушений обязательств, взятых при вступлении в организацию, Ассамблея вправе приостановить полномочия национальной парламентской делегации и ходатайствовать перед Комитетом министров СЕ об исключении страны из членов организации.
Комиссия по мониторингу обязана раз в год представлять Ассамблее отчет об основных итогах своей деятельности.
Обычно процедура мониторинга начинается через шесть месяцев после вступления страны в СЕ. Два содокладчика по каждому государству‑члену назначаются на максимальный срок в пять лет. Кодекс поведения содокладчиков, утвержденный комиссией по мониторингу в 2001 году и резолюцией 2011 года о кодексе поведения докладчиков ПАСЕ, устанавливает правила, которым должны следовать докладчики, такие как соблюдение принципа нейтралитета, беспристрастности, объективности и др.
Комиссия по мониторингу обязана представить Ассамблее по крайней мере один раз в два года доклад о каждой стране, проходящей процедуру мониторинга. Доклад представляет собой документ, состоящий из многих частей, в котором рассматривается общая политическая ситуация в стране, соблюдение прав человека и гуманитарная обстановка.
Согласно установленной процедуре докладчики в ПАСЕ представляют проект доклада, который обсуждается парламентариями. По итогам дебатов принимается резолюция, в которой, в частности, говорится, будет ли продолжен мониторинг в данной стране или нет.
Парламентские дебаты по мониторингу являются открытыми, процедура мониторинга на этапе комиссии остается конфиденциальной.
Все государства‑члены СЕ могут стать объектом процедуры мониторинга.
Заявление на открытие процедуры мониторинга может исходить от:
— генеральных комитетов Ассамблеи по обоснованному письменному заявлению в Бюро ПАСЕ;
— комиссии по мониторингу путем письменного заключения, подготовленного двумя содокладчиками, содержащего проект решения об открытии процедуры мониторинга; в случае, если заявление направлено на возобновление процедуры мониторинга в отношении страны, участвующей в пост‑мониторинговом диалоге, письменное мнение должно быть подготовлено председателем или, при необходимости, заместителем председателя мониторинговой комиссии;
— не менее 20‑ти членов Ассамблеи, представляющих не менее шести национальных делегаций и двух политических групп;
— Бюро Ассамблеи.
Если после закрытия процедуры мониторинга будут представляться желательными дальнейшие разъяснения или потребуется расширенное сотрудничество, возможно повторное открытие процедуры. ПАСЕ поручила своей комиссии по мониторингу проведение пост‑мониторингового диалога со всеми заинтересованными государствами. Как правило, пост‑мониторинговый диалог начинается через год после закрытия процедуры мониторинга.
Для каждого пост‑мониторингового диалога комитет выдвигает только одного докладчика. Комитет должен представить доклад по каждой стране по пост-мониторинговому диалогу, по крайней мере, раз в четыре года.
Мониторинг так называемых "вступительных" обязательств в настоящее время действует в отношении Албании, Азербайджана, Армении, Боснии и Герцеговины, Грузии, Молдавии, России, Сербии, Украины и Черногории.
С четырьмя государствами начат пост‑мониторинговый диалог: Болгария, Монако, бывшая югославская республика Македония и Турция.
В отношении России процедура мониторинга началась после ее вступления в Совет Европы в 1996 году. В октябре 2012 года ПАСЕ приняла резолюцию о продлении процедуры мониторинга. В документе отмечалось, что Россия де-юре не отменила смертную казнь, не выполнила принятые ранее ПАСЕ резолюции по "войне между Россией и Грузией" (в документах содержится просьба отменить признание Абхазии и Южной Осетии), не вывела свои войска из Молдавии, не урегулировала существующие на Северном Кавказе проблемы с правами человека. Ассамблея потребовала незамедлительного освобождения и пересмотра дела Pussy Riot. Кроме того, ПАСЕ выступила в защиту лишенного депутатского мандата Геннадия Гудкова.
В свою очередь, российская сторона неоднократно заявляла, что полностью выполнила взятые на себя в середине 1990-х годов обязательства, и высказывала надежду на то, что мониторинг будет снят.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников