6 февраля 1958 года в Мюнхене произошло крушение самолета Airspeed Ambassador класса Elizabethan компании British European Airways, выполнявшего чартерный рейс 609 Белград — Манчестер с промежуточной посадкой в Мюнхене. На борту самолета находились игроки и персонал футбольной команды "Манчестер Юнайтед" (Manchester United), журналисты и болельщики.
Команда "Манчестер Юнайтед", которую называли "Малыши Басби" (Busby Babies) в честь главного тренера команды Мэтта Басби (Matt Busby), возвращалась из Белграда, где проходил четвертьфинальный матч Кубка европейских чемпионов с местной "Црвеной Звездой".
Самолет, в котором команда летела домой, сделал остановку в Мюнхене для дозаправки. Погода была ненастной. Два раза самолет пытался взлететь. Третья попытка обернулась трагедией — самолет разогнался, но, войдя в снежную кашу в конце посадочной полосы, пробил ограждение аэродрома, врезался в небольшой дом, а затем в деревянный ангар, в котором стоял грузовик с горючим, произошел взрыв.
Среди них — семь футболистов основного состава "Манчестер Юнайтед": Джефф Бент (Geoff Bent), Роджер Бирн (Roger Byrne), Эдди Колман (Eddie Colman), Марк Джонс (Mark Jones), Дэвид Пегг (David Pegg), Томми Тэйлор (Tommy Taylor), Билли Уилан (Liam "Billy" Whelan).
Также погибли: секретарь клуба Уолтер Крикмер (Walter Crickmer), тренеры Берт Уолли (Bert Whalley) и Том Кьюрри (Tom Curry), журналисты Альф Кларк (Alf Clarke), Донни Дэвис (Donny Davies), Джордж Фоллоус (George Follows), Том Джексон (Tom Jackson), Арчи Ледбрук (Archie Ledbrooke), Генри Роуз (Henry Rose), Эрик Томпсон (Eric Thompson), Фрэнк Свифт (Frank Swift), пилот Кеннет Реймент (Kenneth Rayment), туристический агент Бела Миклош (Bela Miklos), близкий друг Мэтта Басби Вилли Сатинофф (Willie Satinoff) и стюард Том Кейбл (Tom Cable).
Спустя две недели от полученных повреждений скончался еще один игрок — Дункан Эдвардс (Duncan Edwards), которому прочили большое будущее в футболе.
Попавшие в больницу с тяжелыми травмами Джон Берри (Johnny Berry) и Джекки Бланчфлауэр (Jackie Blanchflower) выжили, но продолжить спортивную карьеру уже не смогли. Несколько чудом уцелевших футболистов так и не сумели оправиться от психологического шока. Главный же тренер команды Мэтт Басби пролежал в больнице два месяца.
Основной причиной авиакатастрофы специальная комиссия сочла снежную кашу в конце взлетно‑посадочной полосы, вследствие которой самолет не сумел разогнаться до нужной скорости. Однако администрация аэропорта изначально обвиняла пилота Джэймса Тэйна (James Thain), заявив, что тот не проследил за удалением с крыльев лайнера наледи, из‑за чего вес машины увеличился почти на тонну. Тейн был полностью оправдан лишь в 1968 году, через десять лет после катастрофы.
В память о том страшном событии на манчестерском стадионе "Олд Траффорд" (Old Trafford) 25 февраля 1960 года были установлены мемориальная доска и "Мюнхенские часы".
В середине 70‑х годов XX века, когда проводилась реконструкция стадиона, мемориальную доску не смогли без повреждений переместить на новое место. Новая мемориальная доска была установлена в 1976 году.
В 1996 году на "Олд Траффлод" появилась третья версия мемориала, более похожая на первоначальный оригинал. Также был сооружен памятник легендарному тренеру "Манчестер Юнайтед" Мэтту Басби.
6 февраля 2008 года, в день 50‑летия Мюнхенской катастрофы, на стадионе прошла поминальная служба. В тот же день туннель под Южной трибуной "Олд Траффорд" был назван "Мюнхенским туннелем", в нем открылась выставка, посвященная "Малышам Басби" и жертвам трагедии.
В день годовщины катастрофы поклонники "Манчестер Юнайтед" по традиции приходят на "Олд Траффорд", чтобы почтить память погибших.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников