Косово — согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона — Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии — Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.
В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90%). Из двухмиллионного населения Косово сербы и представители других национальностей составляют около 10%. Большая часть сербов проживает компактно на севере Косово с национальным центром в Косовской Митровице, часть — в анклавах, окруженных поселениями местных албанцев.
В переводе с сербского языка "Метохия" означает "монастырская земля" (от греч. metoh — церковный надел). В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права.
Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда лидер Югославии Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Рассчитывая на вхождение Албании в состав Югославии, Тито поощрял переселение в Косово албанцев и, наоборот, ограничивал возможности для возвращения сюда сербов.
Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах. Албанский язык был признан одним из государственных.
Однако в конце 1980‑х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.
Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово.
24 мая 1992 года в крае состоялись выборы президента и парламента. Руководство Сербии объявило эти выборы незаконными, сербы автономии в выборах участия не принимали. Президентом "Республики Косово" был избран Ибрагим Ругова.
Вооруженные формирования в 1996 году были объединены в Армию освобождения Косово.
В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. Сербские власти были обвинены в этнических чистках. Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косово и Метохия.
24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзная сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.
Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тысяч этнических сербов.
В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО KFOR и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (UNMIK) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тысяч военнослужащих.
24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал "зеленый свет" процессу определения будущего статуса Косово.
Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). "План Ахтисаари" предусматривал так называемую "подконтрольную независимость" для Косово, которая подразумевала отделение края от Сербии и длительное присутствие в нем международных организаций. Активная роль в плане Ахтисаари отводилась НАТО.
"План Ахтисаари", поддержанный западными странами, не был одобрен в СБ ООН из‑за позиции России. Москва считала этот документ односторонним и настаивала на продолжении переговоров с участием Сербии и косовских албанцев.
28‑29 октября 2006 года в результате общенародного референдума в Сербии была принята конституция. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.
17 февраля 2008 года парламент Косово проголосовал за принятие "Декларации о независимости Косово". Были приняты новый флаг и герб республики.
9 апреля 2008 года парламент Косово одобрил конституцию, которая вступила в силу 15 июня.
В декабре 2008 года была создана Миссия ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косово (EULEX). EULEX взяла на себя всю полноту ответственности за обеспечение законности и правопорядка в Косово, что ранее входило в функции Миссии ООН (UNMIK).
22 июля 2010 года Международный суд (МС) по запросу Генеральной Ассамблеи ООН вынес консультативное заключение. В соответствии с ним "Декларация о независимости Косово", принятая временными органами самоуправления края, не нарушила норм международного права.
9 сентября 2010 года Генассамблея ООН консенсусом приняла резолюцию относительно соответствия международному праву одностороннего провозглашения независимости Косово. ГА "приняла к сведению" упомянутые выводы МС, а также приветствовала "готовность Европейского союза содействовать процессу диалога между сторонами". Российская Федерация, поддержав резолюцию, заявила, что исходит из приемлемости содержания этого документа для Белграда (проект подготовлен сербами, видоизменен с учетом замечаний западных столиц).
Диалог Белград — Приштина возобновился в марте 2011 года. Представители Белграда и Приштины регулярно встречаются в Брюсселе для решения проблем гражданского населения края, обсуждают и политические вопросы.
С марта 2012 года переговоры проходят также на высшем уровне.
Власти Сербии в новой государственной стратегии по урегулированию косовского конфликта предлагают статус автономии для северной (преимущественно сербской) части Косово. Пакет новых предложений, называемых "платформой", в будущем должен быть одобрен парламентом и станет базовым документом, отталкиваясь от которого, официальный Белград будет вести переговоры с международным сообществом и стремиться к урегулированию косовской проблемы.
В сентябре 2012 года не имевшая официального общепризнанного статуса Международная руководящая группа (МРГ) по Косово, в которую входили 25 государств, признавших самопровозглашенную республику, приняла решение о прекращении международного наблюдения за независимостью этой страны. В конце 2012 года был закрыт Международный гражданский офис (ICO) в Приштине и прекращен мандат международного гражданского представителя, чьи полномочия перешли к косовским властям.
После закрытия ICO власти Косово должны будут продолжить реализацию "плана Ахтисаари". При этом в самопровозглашенной республике до середины 2014 года останется работать Миссия ЕС в области верховенства закона и правопорядка в Косово (EULEX). Здесь продолжат находиться и международные силы KFOR.
Численность контингента KFOR, по состоянию на сентябрь 2012 года, составляла 5,6 тысячи военнослужащих из 30 стран.
По состоянию на декабрь 2012 года, самопровозглашенную республику признали около 100 стран. МИД Сербии неоднократно оспаривал количество стран, признавших Косово. По сведениям Белграда, целый ряд государств Африки и Азии, включая Оман, Гвинею‑Бисау и Уганду, не стали признавать край независимым государством.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников