Рейтинг@Mail.ru
Аудитор Счетной палаты: мы оценим решения по оптимизации вузов - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Аудитор Счетной палаты: мы оценим решения по оптимизации вузов

© РИА Новости / Владимир Федоренко | Перейти в медиабанкРуководитель экспертно-консультативной группы по проблемам образования, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов. Архив
Руководитель экспертно-консультативной группы по проблемам образования, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Чем займется недавно созданная в СП экспертно-консультативная группа по проблемам образования и будет ли она оценивать эффективность решений об оптимизации вузов, рассказал ее руководитель Сергей Агапцов.

Председателем Счетной палаты России Сергеем Степашиным в декабре подписано распоряжение о создании экспертно-консультативной группы по проблемам образования. Какими вопросами займется группа и будет ли она оценивать эффективность решений об оптимизации вузов, в интервью РИА Новости рассказал руководитель группы, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов.

— Сергей Анатольевич, впервые при Счетной палате создана экспертно-консультативная группа по проблемам образования. В чем причины, цель создания?

— Дело в том, что глава ведомства уже давно ставит задачу не только проверки целевого или нецелевого использования бюджетных средств, но и задачу проверки эффективности расходования средств бюджетными организациями, задачу оценки эффективности соответствующих решений министерств и ведомств в их бюджетной политике.

При этом, с одной стороны, во многом бюджетные организации, в том числе образовательные, за последние годы навели существенный порядок в целевом использовании бюджетных средств, чем было лет 5-10 назад.

С другой стороны, за последние 5-7 лет произошел резкий рост выделения средств на образование, и значительный потенциал развития образования, повышения его качества кроется именно в повышении эффективности расходования этих увеличенных объемов финансирования, в принятии эффективных решений на всех уровнях — от министерств до учреждений.

Понятно, что при проверках комиссиям Счетной палаты относительно несложно классифицировать характер целевого или нецелевого расходования бюджетных средств на основе существующей нормативно-правовой базы, хотя и здесь есть проблемы, возникающие из-за неполноты нашего молодого российского законодательства, или из-за несовершенства нормативной базы в какой-либо бюджетной сфере. А вот оценивать эффективность или неэффективность направления и использования бюджетных средств — значительно более сложная задача, и решать ее лучше с привлечением опытных специалистов-экспертов, профессионалов сферы образования.

— Речь идет о проверках работы Счетной палатой министерств и федеральных образовательных учреждений, или также и о других уровнях образования?

— Речь должна идти обо всех уровнях образования. Конечно, в первую очередь мы смотрим на крупные проекты, реализуемые на федеральном уровне — министерствами, академиями наук, государственными высшими учебными заведениями и научными институтами.

Вместе с тем, если говорить о консолидированных бюджетах на образование, например, на уровне субъектов РФ, или на уровне муниципалитетов, то эти статьи, как правило, самые крупные в соответствующих бюджетах, и нельзя ограничиваться оценкой эффективности направления и использования бюджетных средств на образование только на федеральном уровне.

Кроме того, и федеральный уровень в последние годы направляет значительные средства в регионы. Например, на программы комплексной модернизации региональных систем образования. Сейчас идет большая совместная работа федерального и регионального уровней по повышению заработной платы учителям. И здесь также предстоит выяснить эффективность этих бюджетных процессов, чтобы не пострадал результат — качество образования. А то может получиться по Черномырдину — «хотели как лучше, а получилось — как всегда», или еще хуже, по классике — «благими намерениями вымощена дорога в ад».

— А в составе экспертно-консультативной группы есть специалисты, способные давать оценку именно эффективности или неэффективности направления и использования бюджетных средств по разным уровням образования, по различным направлениям в сфере образования?

— Конечно, именно с этих позиций и подбирались члены группы. В ней есть профессионалы высокого уровня, представители ряда регионов, работающие или ряд лет работавших министрами образования, вице-премьерами региональных правительств Москвы, Новгородской, Псковской, Тамбовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, есть специалисты в сфере образования, которые общепризнанны на федеральном уровне — руководители Минобразования, Рособрнадзора, руководители вузов и НИИ, общероссийских ассоциаций в сфере образования. В составе группы есть и практики — финансисты и экономисты, а также специалисты-исследователи по экономике сферы образования.

Так что потенциал экспертно-консультативной группы позволяет анализировать эффективность бюджетных решений на всех уровнях и по многим направлениям, от решений федерального уровня до расходования средств, например, на инклюзивное образование или на федеральные университеты и школы-интернаты.

— Распоряжение о создании экспертно-консультативной группы как-то связано с итогами проведенных в течение 2012 года ряда проверок крупных российских вузов — Московского энергетического института (МЭИ), Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Российского экономического университета (РЭУ) имени Плеханова, Российского университета дружбы народов (РУДН), Кабардино-Балкарского госуниверситета?

— На самом деле решение зрело и давно обсуждалось. Названные проверки послужили лишь поводом для ускорения принятия данного решения.

С одной стороны, как это ни печально, но даже в трех из этих названных вузов, комиссии Счетной палаты вновь выявили целый ряд фактов нецелевого расходования бюджетных средств. Что же касается наших оценок неэффективности расходования в некоторых из этих вузов бюджетных и внебюджетных средств, то здесь наши мнения зачастую расходятся с мнениями и оценками руководителей этих вузов, и тогда необходимо мнение компетентного профессионального сообщества — экспертно-консультативной группы.

С другой стороны, проведенные проверки показали не только высокий уровень оценки целевого расходования бюджетных средств, в частности, в Российском университете дружбы народов и в Кабардино-Балкарском госуниверситете, но и высокий уровень эффективности работы этих вузов.

В частности, в РУДН, например, при общем годовом бюджете в 5 миллиардов рублей в 2011 году, вуз получил от государства только 1,6 миллиарда рублей, то есть РУДН более чем на две трети обеспечивает свою деятельность за счет привлекаемых внебюджетных источников дохода.

И при этих направленных государством в РУДН 1,6 миллиардов рублей, университет выплатил налогов на общую сумму 1,1 миллиард рублей. А ведь это — не гуманитарный и не социально-экономический вуз, а университет классического типа, в котором, в отличие от всех российских университетов, есть такие затратные факультеты, как медицинский, аграрный, факультет физико-математических и естественных наук, многопрофильный инженерный факультет.

Не являясь ни федеральным, ни исследовательским университетом, то есть не получая никаких дополнительных субсидий и преференций от государства, РУДН по всем рейтингам опережает абсолютное большинство российских исследовательских и федеральных университетов. В частности, входит в число лишь 11 российских вузов, попавших в 2012 году в ТОП-600 мирового рейтинга QS лучших университетов мира.

А в таких известных университетах как РГГУ и МЭИ были выявлены серьезные нарушения, требующие вмешательства правоохранительных органов.

Этими вузами было допущено нецелевое использование средств дополнительного бюджетного финансирования. В РГГУ нецелевым образом были использованы средства в сумме 156,2 миллионов рублей, в МЭИ — 34,7 миллиона рублей. Значительная часть средств, подлежащих расходованию на содержание и развитие материально-технической базы, была использована руководством вузов на выплату заработной платы административно-управленческому персоналу.

Кроме этого были выявлены нарушения в части сдачи в аренду федерального имущества. В результате — вузам был причинен ущерб в размере неполученных сумм арендной платы за пользование федеральным имуществом. Из-за нарушений, допущенных руководством МЭИ, сумма ущерба составила 18,5 миллионов рублей. Ректором РГГУ также были превышены полномочия в части распоряжения имуществом, закрепленным за университетом, при принятии решений о безвозмездном предоставлении гостевых номеров квартирного типа, созданных по распоряжению ректора в жилой части здания.

— Возможно, прежде чем идти с проверками в вузы, надо на опыте лучших вначале научить правильным подходам руководителей разного уровня — ректоров, проректоров, руководителей финансово-экономических блоков, научных и инновационных подразделений вузов?

— Абсолютно согласен, на коллегии ведомства председателем была поддержана инициатива РУДН об организации таких курсов и программ допобразования. Мы надеемся, что Минобрнауки России реализует такой проект, а мы готовы принять в этом самое деятельное участие.  

— Если не секрет, с каких вопросов начнет работу экспертно-консультативная группа?

— Конечно, не секрет, потому что комиссии Счетной палаты работают не по принципу пожарных машин — ехать тушить. Мы ведем свою работу системно — на основе утверждаемых коллегией и председателем планов работы, о ее планах и проверках известно заранее, потому что мы проверяем, как правило, очень масштабные направления расходования средств на уровне министерств или очень крупных федеральных учреждений. В регионах работаем вместе с региональными контрольно-счетными органами субъектов РФ.

Среди первоочередных тем — проверка эффективности бюджетных средств, направленных государством на развитие федеральных и исследовательских университетов. Предстоит оценить эффективность сегодняшнего состояния и достижений этих вузов, в свете оценки использования выделенных государством многих десятков миллиардов рублей.

Такая оценка эффективности, кстати, должна помочь государству на всех уровнях, в том числе — на уровне президента России и правительства, так как федеральные университеты создаются указами президента, а исследовательские университеты — решениями правительства РФ. Помочь именно в совершенствовании деятельности этих новых структурных образований в рамках стратификации российской системы высшего образования. 

— Кстати, а в поле внимания экспертно-консультативной группы может попасть оценка эффективности принимаемых решений по оптимизации сети вузов?

— Вы затрагиваете очень важный системный вопрос по задачам Счетной палаты РФ. Конечно, сложившаяся практика работы основывается на проверке правильности — целевого характера использования бюджетных средств, или, как мы уже говорили, — эффективности их направления и использования.

Вместе с тем, председатель ставит также задачу участия Счетной палаты РФ в оценке разрабатываемых и принимаемых решений в сфере направления и расходования бюджетных средств. Действительно, ведь лучше грамотно, на хорошем экспертном уровне оценить a priori правильность планируемых решений в бюджетной сфере, чем потом post factum оценивать целевой характер расходования бюджетных средств в рамках неэффективных бюджетных решений.

Что же касается дальнейших планов работы экспертно-консультативной группы, то мы планируем рассмотреть их на ближайшем заседании — с учетом актуальности проблем и будут выбраны приоритеты. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала