Рунет 30 сентября в пятнадцатый раз отметит День интернета в России.
По оценкам IDC, в 2001 году в России было 3,8 млн. индивидуальных пользователей, которые выходили в интернет по меньшей мере один раз в месяц. По данным Рамблера, за 2002 год число пользователей рунета выросло на 40%; при этом россияне стали посещать интернет намного чаще.
В 2003 году, когда интернетом пользовались всего четыре процента жителей страны, годовой прирост составлял сорок процентов.
По данным исследования, итоги которого были подведены в марте 2003 года компанией КОМКОН, число граждан России, регулярно входящих в сеть, составляло лишь 5 млн. Это значит, что за месяц (с марта по апрель 2003 года) аудитория российского интернета выросла на миллион пользователей.
В России по состоянию на март 2004 г. по данным Минсвязи РФ насчитывалось 14 млн. пользователей интернета. По оценке МТУ в 2004 году Москве насчитывалось более 1 млн. 700 тыс. пользователей Интернета, в том числе 600–700 тыс. домашних пользователей, 90% которых пользуются коммутируемым доступом в сеть (dial-up).
Уровень проникновения в Москве составил около 20 точек доступа на 100 жителей столицы. Почти 90% посетителей русскоязычных сайтов живут в России, а на страны СНГ приходится менее 5% пользователей. Dial-up используют 55% недельной аудитории российского сегмента сети, при этом на них приходится около 40% трафика.
В 2005 году месячная аудитория российского сегмента Сети оценивалась в 22 миллиона человек, увеличившись на 30 процентов.
В середине мая 2009 года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что в 2008 году 47 миллионов россиян пользовались интернетом. В апреле 2008 года президент Дмитрий Медведев считал, что в России 40 миллионов пользователей интернета.
Тогда же премьер-министр Владимир Путин оценил аудиторию Рунета в 50 миллионов человек.
По данным аналитической компании comScore, в период с июня 2007 года по июнь 2008 года количество российских Интернет-пользователей возросло на 27 процентов, достигнув 17,5 миллиона человек. По уровню проникновения интернета Россия занимает последнее место в рейтинге сomScore. По оценке аналитиков, только 14 процентов россиян в возрасте от 15 лет регулярно пользуются интернетом. По количеству времени, ежемесячно проводимому пользователями в сети, Россия также занимает последнее место - в среднем россияне сидят в интернете по 16 часов. При этом голландцы проводят в сети более 23 часов ежемесячно, британцы - 28,5 часа, испанцы - 25,1 часа.
Согласно результатам исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение", на конец мая 2008 года в России насчитывалось 32,7 миллиона пользователей интернета, что соответствует 29 процентам населения страны. В конце февраля текущего года количество интернет-пользователей в России составляло 30,6 миллиона человек. Социологи выяснили, что ежедневно в интернет выходят 15,7 миллиона россиян. Хотя бы раз в неделю интернетом в России пользуются 25 миллионов человек. В 2007 году эти показатели составляли 11,2 и 19,6 миллиона человек соответственно.
Больше всего интернет-пользователей проживает в Центральном федеральном округе - 11,3 миллиона человек. Далее следует Приволжский федеральный округ, где интернетом пользуются 6,2 миллиона человек. Меньше всего интернетчиков - 1,4 миллиона - проживает в Дальневосточном федеральном округе. Большинство россиян - 69 процентов - предпочитают выходить в интернет из дома. На работе интернетом пользуются 40 процентов опрошенных. 16 процентов респондентов выходят в Сеть от друзей и знакомых, а 10 - по месту учебы. Доля мобильных интернет-пользователей за год увеличилась с 8 до 9 процентов.
По данным аналитической компании comScore, опубликованным в 2009 году, в апреле 2009 года 31,3 миллиона россиян старше 15 лет пользовались интернетом. Среди европейских стран по числу интернетчиков Россию опередили только Германия, Великобритания и Франция.
Если по числу пользователей интернета Россия находилась среди лидеров, то по количеству времени, проведенному ими в сети, - среди аутсайдеров. В среднем россияне проводили в интернете 15 часов в месяц. Меньший показатель лишь у австрийцев - 14 часов в месяц.
В 2010 году Россия была на 48-м месте в рейтинге уровня доступа к Интернету, составленном Международным союзом электросвязи (МСЭ).
Это лучший результат среди стран СНГ. Так, Белоруссия в рейтинге МСЭ занимает 55-е место, Украина — 58-е, Казахстан — 60-е, Молдавия — 73-е. Невысокое место России вполне объяснимо, говорят эксперты. Так, в России интернетом пользуются порядка 40—45% населения.
Согласно статистике Координационного центра домена .RU, подготовленного в 2010 году, интернет хотя бы раз в месяц привлекает внимание 30% жителей России.
В первой половине 2010 года месячная аудитория Всемирной сети в РФ увеличилась на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 43,3 млн человек. Недельная аудитория равна 39,2 млн, а суточная — 29,4 млн. В 2010 году 68% пользователей выходят в Сеть каждый день; весной 2009 года этот показатель составлял 59%.
Среднее проникновение широкополосного доступа в Интернет весной составляло в России 28%, что эквивалентно 14,5 млн домохозяйств.
При этом в Москве данный показатель находится на уровне 74%, а в регионах, за счёт которых происходит основой рост, — 24%.
Увеличиваются и объёмы передаваемых данных: в первом квартале-2010 в Рунете "прокачано" 1,4 эксабайт данных. В последние три года веб-трафик увеличивался каждые двенадцать месяцев в 2,7–3,6 раза.
Отмечается также, что среди пользователей рунета женщин и мужчин примерно поровну. А вот социальные сети привлекают больше женщин — 75,8% против 69,7%.
Также по состоянию на на 2010 год каждая четвёртая семья в России обеспечена широкополосным доступом в Интернет (25,5 % квартир имеют интернет-доступ на скорости не менее одного мегабита в секунду).
В конце 2010 года согласно отчету Morgan Stanley, Россия вошла в пятерку стран с самым большим интернет-рынком. Согласно данным, интернет-аудитория в России составляет 60 млн пользователей или 42 % населения. Согласно этим же данным, интернет-аудитория, в России, за 2010 год, выросла на 31 % — это самый быстрый рост в пятёрке. При этом, внимание интернет-пользователей активно перемещается на мобильные устройства — охват скоростного мобильного Интернета (3G) вырос за год на 81 % и достиг 5 % аудитории.
По данным аналитической компании comScore, который был опубликован 14 ноября 2011 года, в сентябре 2011 года Россия обогнала Германию по числу интернет-пользователей и впервые заняла первое место в Европе.
Число интернетчиков в России составило 50,81 миллиона. Второе и третье места в рейтинге заняли Германия и Франция с показателями 50,14 миллиона и 42,35 миллиона соответственно. В общей сложности компания comScore насчитала в Европе 373,4 миллиона пользователей Сети.
При этом по числу часов, проведенных в интернете, россияне отстают от жителей других европейских стран. В сентябре российские пользователи находились онлайн в среднем 22,4 часа, в то время как возглавившие этот рейтинг британцы - 35,6 часа. Меньше всех времени на интернет тратят австрийцы - 14,1 часа за месяц. По количеству просмотренных за месяц веб-страниц лидируют голландцы с результатом 3300 страниц на пользователя. Россияне просматривают в среднем 2440 веб-страниц.
Самым посещаемым в Европе интернет-ресурсом оказались сайты компании Google - их месячная аудитория в сентябре составила 341,3 миллиона уникальных посетителей. Больше всего сетевого времени европейские интернетчики потратили на российскую соцсеть "ВКонтакте" - в среднем 7,1 часов на человека.
Веб-аудитория в России продолжает увеличиваться и по данным Минкомсвязи РФ на начало 2012 года составила 70 млн. человек.
По количеству пользователей интернета Россия вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире по этому показателю уже давно и наверно навсегда занимает Китай, где веб-пользователей более 500 млн. человек. В первую пятерку, также вошли США, Япония, Индия и Бразилия.
Результаты опроса ВЦИОМ, проведенного 31 марта - 1 апреля 2012 года, подтверждают заявление Минкомсвязи РФ.
Согласно исследования интернетом пользуется 58% россиян (в апреле 2011 года - 53%), причем наиболее заметно увеличение ежедневной аудитории Всемирной паутины (с 30% в начале года до 38% весной т.г.).
Динамика ежедневной интернет-аудитории (в %) по годам следующая:
2006 г. - 5%
2008 г. - 11%
2009 г. - 15%
2010 г. - 23%
2011 г. - 30%
март 2012 г. - 38%
Материал подготовлен на основе информации открытых источников