День начала космической эры человечества. Справка - РИА Новости, 03.10.2011

День начала космической эры человечества. Справка

В сентябре 1967 г. Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября Днем начала космической эры человечества. Именно в этот день в 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли.

4 октября 1957 года в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. XVIII Международный конгресс по астронавтике, который проходил в сентябре 1967 года в Белграде (столице Югославии, с 2003 года ‑ Сербии), утвердил эту дату как день начала космической эры.

Спутник, ставший первым искусственным небесным телом, был выведен на орбиту ракетой‑носителем Р‑7 с 5‑го научно‑исследовательского полигона министерства обороны СССР, получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур.

Над созданием искусственного спутника Земли во главе с основоположником практической космонавтики Сергеем Королевым работали ученые Мстислав Келдыш, Михаил Тихонравов, Николай Лидоренко, Владимир Лапко, Борис Чекунов и многие другие.

Проект несколько раз пытались закрыть как бесполезный для народного хозяйства. В январе 1957 года Королев направил докладную записку в Совет Министров СССР. В ней он сообщил, что в апреле‑июне 1957 года могут быть подготовлены две ракеты в спутниковом варианте, "и запущены сразу же после первых удачных пусков межконтинентальной ракеты".

Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета успешно стартовала 21 августа, Совмин дал добро, и Королев вплотную занялся спутником. Первоначально предполагалось, что он будет более сложным и тяжелым. Однако работы затягивались, и было решено разработать максимально простой аппарат, чтобы ни в коем случае не уступить первенство занимавшимся аналогичным проектом США.

Космический аппарат ПС‑1 (простейший спутник‑1) представлял собой шар диаметром 58 сантиметров. Сферической формы корпус спутника был сделан из двух полуоболочек из алюминиевого сплава, которые герметично соединялись между собой 36 болтами. Герметичность стыка обеспечивалась резиновой прокладкой. После сборки контейнер заполнялся осушенным азотом.

Аппарат был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 м для передачи сигналов работающих от батареек передатчиков. Вес спутника составлял 83,6 кг.

В состав аппаратуры ПС‑1 входили: блок электропитания, состоящий из трех электрохимических батарей, радиопередающее устройство, вентилятор системы терморегулирования, датчики температуры и давления, а также устройство бортовой электроавтоматики.

Диапазон передатчиков простейшего спутника был выбран так, чтобы слежение за спутником могли осуществлять радиолюбители. В журнале "Радио" заранее были опубликованы рекомендации по приему сигналов из космоса.

Через 295 секунд после старта ПС‑1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту с параметрами: наклонение орбиты ‑ 65,1 градуса; период обращения ‑ 96,17 минуты; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) ‑ 228 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) ‑ 947 км.

На 314,5 секунде после старта произошло отделение спутника от второй ступени ракеты‑носителя, и сразу его позывные услышал весь мир. Спутник ПС‑1 летал 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта. 4 января 1958 года он вошел в плотные слои атмосферы Земли и сгорел.

Запуск искусственного спутника Земли (ИСЗ) 4 октября 1957 года имел громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей Солнечной системы. Анализ полученных сигналов со спутника дал ученым возможность изучить верхние слои ионосферы, что до этого не представлялось возможным.

Кроме того, были получены полезнейшие для дальнейших запусков сведения об условиях работы аппаратуры, проведена проверка всех расчетов, а также определена плотность верхних слоев атмосферы по торможению спутника.
Запуск первого искусственного спутника Земли получил огромный мировой резонанс. Его полет увидел весь мир. Практически вся мировая пресса говорила об этом событии.

США смогли повторить успех СССР лишь 1 февраля 1958 года, запустив со второй попытки спутник "Эксплорер‑1" (Explorer‑I), массой в десять раз меньше первого ИСЗ.

Вслед за Советским Союзом и США на космические трассы самостоятельно вышли и другие страны: в 1962 году - Великобритания, в 1965 г. - Франция, в 1970 г. - Япония и Китай.

Сейчас вокруг нашей планеты вращаются по своим орбитам многие сотни сложных и умных автоматов. Они помогают изучать строение Земли, предсказывать погоду, водить суда, осуществлять беспроволочную связь между самыми отдаленными точками Земли и многое другое.

Отмечая большое значение изучения космического пространства, 6 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея ООН (резолюция 54/68) провозгласила период с 4 по 10 октября Всемирной неделей космоса. Цель недели ‑ отметить вклад, который вносит космическая наука и техника в улучшение благосостояния человека.

Неделя приурочена к памятной дате запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года и вступлению в силу 10 октября 1967 года Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Каждый год Всемирная неделя космоса имеет определенную тематическую направленность. Тема Всемирной недели космоса 2011 года: "50 лет пилотируемых космических полетов".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников