Число уничтоженных за последние годы памятников архитектуры в столице России подбирается к тысяче.
Военторг" (Воздвиженка, 10). Здание "Военторга" было построено в 1910-1913 годах архитектором Сергеем Залесским по заказу Экономического общества Московского военного округа и не меняло своего назначения в течение всего XX века. Торговый дом, напоминающий парижские "гран магазэн" (большие универмаги) являлся образцом архитектуры модерна.
В июле 2002 года появилось постановление правительства Москвы, предусматривающее реконструкцию "Военторга".
В августе 2003 года начался снос "Военторга" и строительство нового здания. В июле 2008 года отделочные работы на фасаде нового здания были закончены. Здание сохранило отдельные элементы старого фасада, но перестало соответствовать стилю модерн.
Эксперты считают отреставрированный "Военторг" "новоделом", поскольку фактически старое здание универмага было снесено и построено заново.
В 2008 году "Военторг" вошел в тройку памятников культуры, возглавивших рейтинг главных архитектурных потерь Москвы за последние 20 лет, составленный газетой "Коммерсантъ" при помощи экспертов.
Зачатьевская слобода (Остоженка). Бывшая Зачатьевская слобода, название которой сохранилось в названии Зачатьевских переулков. Их три:1-й, 2-й и 3-й. Все они названы в честь Зачатьевского женского монастыря. Кроме названия сохранилось мало что. Большее, чем в последние два десятилетия, число зданий в этом районе было уничтожено лишь во время знаменитого "наполеоновского" пожара Москвы 1812 года.
Был снесен дом Архарова во 2-м Зачатьевском переулке. В 2004 году его вывели из списков памятников в связи с тем, что застройка на территории памятников запрещена. В 2005 году начался снос.
Снесена в ходе реконструкции Остоженских переулков в 1990-е годы усадьба Муравьевых (1-й Зачатьевский пер.) В 2003 году по адресу 1-й Зачатьевский пер., д. 10 был сооружен жилой комплекс "Палаты Муравьевых" из 17 таунхаусов.
В 2008 году Зачатьевская слобода вошла в тройку памятников культуры, возглавивших рейтинг главных архитектурных потерь Москвы за последние 20 лет, составленный газетой "Коммерсантъ" при помощи экспертов.
Гостиница "Москва" (Манежная площадь). Одна из крупнейших в столице – была возведена в 1933 1935 годах по проекту архитекторов Савельева, Стапрана и Щусева. В 2003 году была закрыта на реконструкцию, в рамках которой ее общая площадь должна была увеличиться с 98 тыс. до 185,5 тыс. кв. метров.
На месте разрушенной "Москвы" возвели новую - железобетонную, которая по заверению московских властей "воспроизводит оригинальный проект архитектора Щусева 1935 года". Однако независимые архитекторы считают, что новодел не может претендовать даже на звание копии оригинала.
Главный фасад гостиницы еще худо бедно похож на прежний, а вот часть здания, выходящая на площадь Революции, даже внешне совершенно не похожа на оригинальную "Москву". Появилась новая башня и какие то дополнительные надстройки.
В 2008 году гостиница "Москва" вошла в тройку памятников культуры, возглавивших рейтинг главных архитектурных потерь Москвы за последние 20 лет, составленный газетой "Коммерсантъ" при помощи экспертов.
Дом Пикарта на Софийской набережной, 6 - считался одним из роскошных московских дворцов раннепетровского времени. Из окон анфилады второго этажа этого дома рисовал свою хрестоматийную панораму Кремля из Замоскворечья гостивший в Москве в 1707 году английский художник Петр Пикарт. Впоследствии здание обросло поздними пристройками, декор его фасадов и лепнина в интерьерах относились к XIX столетию.
В конце 1990 х годов здание было предложено к постановке на государственную охрану, то есть имело статус "выявленного", охраняемого законом, памятника. Однако территория, на которой располагалось здание, была отведена городскими властями для строительства огромного гостинично развлекательного комплекса. В ходе расчистки площадей под новое строительство сначала были снесены несколько зданий XIX века, в том числе и поздние пристройки к палатам Пикарта. После этого, по официальной версии, в ночь на 13 ноября 2000 года произошло самообрушение памятника архитектуры.
Памятник архитектуры "Ректорский дом" (Моховая улица, 11, стр. 6). Старинный особняк, стоявший во дворе старого здания Московского университета на Моховой, был бесценным и редким в Москве образцом барокко середины XVIII столетия. Дом, утративший в результате перестроек барочный декор фасадов, некогда являлся главным зданием городской усадьбы князей Волконских. Он был построен в 1740-е годы, впоследствии дом отошел к Московскому университету, был перестроен, в нем долгое время размещалась служебная квартира университетского ректора, отчего он и получил свое название. В XIX столетии в бывшем доме Волконских жили известные литераторы Николай Надеждин и Виссарион Белинский, здесь располагалась редакция журнала "Телескоп", где было опубликовано знаменитое первое из "Философических писем" Чаадаева. В 1990 х годах здание находилось в аварийном состоянии. Несмотря на существование проекта реставрации уникального памятника архитектуры, "Ректорский дом" был снесен летом 2000 года, на месте его к 2004 году выстроен «новодел» со стеклянной надстройкой.
Палаты в Мещанской слободе (Проспект Мира, 3). Трехэтажные палаты XVII—XVIII веков, заслоненные от улицы поздним домом № 3 по проспекту Мира, стояли в глубине двора. В 1989 году палаты были официально признаны подлежащим государственной охране вновь выявленным памятником архитектуры. С палатами в Мещанской слободе связано было одно из трагических явлений в истории русского общественного движения так называемая "нечаевщина", описанная впоследствии Федором Достоевским в "Бесах".
В 1990-е годы здание, меняя арендаторов и владельцев, неуклонно ветшало и частично обрушалось. В 1997 году началась не доведенная до конца реконструкция, в результате которой дом лишился кровли и перекрытий. В ноябре 2001 года ветхие палаты Мещанской слободы были разрушены с помощью строительной техники.
Дом Щапова ( Бауманская улица, 58). Небольшой двухэтажный дом конца XIX века на Немецкой улице отмечался некоторыми специалистами как дебютная городская работа будущего корифея московского модерна Федора Шехтеля. В 1995 году дом был передан ООО "Подмосковье". В ходе "реконструкции" дом был снесен в 1996 году, на его месте выстроено новое здание.
Дом Герцена (Сивцев Вражек, 25/9). Деревянный дом на углу Сивцева Вражка и Малого Власьевского переулка стоял на цокольном этаже, сохранявшемся от включенного дома, существовавшего уже в 1780-е годы. Дом был в 1830 году куплен отцом Герцена у графини Ростопчиной, вдовы московского главнокомандующего 1812 года. Этот дом, который в семье Герцена называли "большим", и в жизни писателя, и в "Былом и думах" имел большее значение, чем соседний, "малый" дом (№ 27 по Сивцеву Вражку), где размещается Музей Герцена. Здесь в ночь на 21 июля 1834 года писатель был арестован, сюда вернулся из ссылки, отсюда навсегда уезжал за границу 19 января 1847 года. Этот дом был связан и с именами других деятелей отечественной культуры.
В 1990-е годы дом был продан городскими властями югославской фирме "Техностройэкспорт". В начале октября 1998 года собственник, под видом реконструкции, снес дом Герцена. В настоящее время он заменен железобетонным "новоделом", в составе которого сохраняется подлинная сводчатая палата в цокольном этаже.
"Теплые ряды" (Ильинка, 3). Ансамбль "Теплых рядов", один из самых крупных торговых комплексов дореволюционного Китай города, был выстроен во второй трети XIX века по проекту архитектора Александра Никитина. Занимавшие обширный квартал между Ильинкой, Ветошным проездом и Богоявленским переулком, корпуса "Теплых рядов", с протяженными аркадами и галереями, узкими проходами вдоль фасадов и системой внутренних дворов, формировали облик значительной части заповедной зоны "московского Сити".
В 1996 году был разработан проект устройства на месте рядов трехъярусного элитного гаража на 700 машиномест. В 1997 году часть строений, в том числе главный корпус рядов, выходивший на Ильинку, была снесена. На месте корпуса по улице возведен "новодел".
Дом Тарасова (улица Сергия Радонежского, 1/2). Усадьба купца Сергея Тарасова в Рогожской слободе включала главный дом с палатами, флигель с палатами, дворовые службы — всего пять полностью сохранившихся строений XVIII—XIX веков. Усадьба включена в знаменитые "Альбомы партикулярных строений" Матвея Казакова, фиксирующие лучшие здания города того времени. Уличный и особенно дворовый фасады главного дома, перестроенного и надстроенного в XIX веке, сохраняли черты первоначальной архитектуры, запечатленной на чертеже Матвея Казакова.
Усадьба была передана АО "Монолит". В 1995 году все здания городской усадьбы Тарасова были снесены. На месте главного дома выстроен "новодел".
Флигель усадьбы Долговых и богадельня церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке (Большая Ордынка, 21 и 20).
Усадьба Долговых, построенная в 1770 х годах Баженовым для своего тестя купца, состояла из главного дома в глубине двора и симметричных флигелей по обе стороны от главного дома. Признанный памятник архитектуры московского классицизма понес значительные утраты в последние десятилетия. В 1982 году снесли жилой флигель, выходивший в Климентовский переулок. А в 1997 году был разобран левый, баженовский флигель, формировавший контур усадебного двора. В нем сохранялись элементы внутреннего убранства, полы из наборного паркета, изразцовые печи. Напротив, через улицу, в 1990 е годы была фактически разобрана и выстроена заново богадельня храма Всех Скорбящих на Большой Ордынке, 20, включавшая палаты XVIII века. Церковный ансамбль был утвержден в статусе объекта исторического и культурного наследия федерального значения указом Президента России в феврале 1995 года, — палаты к этому времени были уже снесены (в 1994 году), на их месте возведен "новодел".
Палаты в Кадашевской слободе (1-й Кадашевский переулок, 7, южный корпус). Городская усадьба середины XVIII столетия перед западным фасадом церкви Воскресения в Кадашах состояла из двух числившихся на государственной охране двухэтажных каменных корпусов. Северный дожил до наших дней, а южный, со сводчатым первым этажом, снесен в 1994—1995 годах. Утратив первоначальный декор фасадов, он сохранял первоначальный кубический объем с примыкающим южным крыльцом и планировку внутренних помещений. Верхний деревянный этаж дома в 1994 году сгорел, после чего началось "воссоздание", обернувшееся гибелью белокаменного нижнего этажа и заменой здания "новоделом".
Палаты на Большой Полянке (Большая Полянка, 23). Дом с мезонином на Большой Полянке в заповедном московском Замоскворечье скрывал под поздним фасадным декором XIX века как минимум барочные палаты XVIII столетия. Некоторые специалисты предполагали, что в основе здания сохраняются и части XVII века. О древности здания свидетельствовало сильное выступание его за красную линию улицы. Четное количество оконных осей и крупный угловой руст на первом этаже отмечались специалистами как признаки принадлежности здания к стилю барокко. После пожара 1812 года дом был надстроен мезонином и отделан в классическом стиле; впоследствии неоднократно перестраивался. Палаты на Большой Полянке снесены в 1996 году под предлогом "реконструкции" и заменены “новоделом”, фасад которого стилизован под XIX век.
Палаты в усадьбе князей Мещерских (Большая Никитская улица, 17). Дом на Большой Никитской - образец исторической застройки старинной Москвы. Выступавшее за красную линию улицы здание позволяло экспертам подозревать, что в основе своей оно могло иметь древнюю постройку XVI—XVII веков, — оно входило в комплекс старинной усадьбы Мещерских Щербатовых, главный дом которой, стоявший в глубине участка, представлял собою двухэтажные палаты XVII века в поздней ампирной обработке (он погиб в 1959 г.). Здание впоследствии расширялось, надстраивалось.
Дом был снесен в 1996 году, на его месте построено новое здание.
Дом Кокошкина (Никитский бульвар, 6). Два нижних этажа дома на Никитском бульваре, известного также как "Соловьиный дом", относились к XVIII веку, в XIX—ХХ веках дом надстраивался. В XVIII столетии он принадлежал князю Якову Шаховскому, автору известных "Записок..". В начале XIX века владелец- князь Сергей Голицын -держал здесь литературный салон. В 1820-е годы домом владел Федор Кокошкин, директор Императорских театров. Здесь были репетиционные комнаты Большого и Малого театров, разыгрывались спектакли с участием Щепкина и Мочалова. В доме находился также музыкальный салон звезды русской сцены Львовой Синецкой, который посещали Грибоедов, Пушкин, Гончаров и др. Здесь же жил композитор Александр Варламов, создавший в стенах дома 75 романсов (отсюда название "Соловьиный дом"). Михаил Чехов имел здесь в 1920-е годы театральную студию.
Решением Правительства Москвы дом был передан АО "Сокольники" под устройство гостиницы, несколько лет он стоял раскрытым и разрушался. Снесен в 1997 году, на месте дома автостоянка.
Палаты Гурьевых (Потаповский переулок, 6). Палаты рыботорговца Михаила Гурьева построены в конце XVII века. Позже, в 1825 году, палаты стали нижнем этажом нового дома. Тот в свою очередь был надстроен в 1930 е годы. В палатах сохранились роскошные интерьеры конца XIX века.
Палаты Гурьевых являются выявленным объектом культурного наследия. В 2009 году инвестор реконструкции здания – ООО "Регион Инвест" – предложил вывести объект из списка памятников культуры. В конце 2009 года в палатах произошел пожар.
По данным "Архнадзора" на конец 2010 г., в палатах Гурьевых были полностью разграблены исторические элементы убранства интерьеров филенчатые двери, резные элементы декора, а инвестор покинул этот объект, никакие работы не велись.
Доходный дом купца Василия Быкова (Вторая Брестская улица, 19/18) – доходный дом, построенный в 1909 г. по проекту выдающегося мастера русского модерна Льва Кекушева. По оценке специалистов, дом Быкова считался одним из наиболее хорошо сохранившихся творений Кекушева.
Вплоть до недавнего времени он сохранял первоначальную внутреннюю планировку и всё декоративное убранство — оригинальную оконную и дверную столярку, уникальные дутые оконные стекла, лепной декор парадных лестниц и жилых квартир, оригинальные водосточные трубы, "дутые" (выпуклые) стёкла в окнах первого этажа, облицовку керамической плиткой и лепнину на фасаде, включая и львиную маску над проездной аркой – авторский знак Льва Кекушева. В апреле 2008 года был признан выявленным объектом культурного наследия.
16 сентября 2009 года в доме произошел пожар, в результате которого выгорела часть четвёртого этажа, и дом полностью лишился крыши.
По информации Архнадзора, за прошедшие с момента пожара почти два года никаких противоаварийных работ не проведено, здание стоит без кровли, интерьеры продолжают медленно разрушаться.
Дача Муромцева (5 я Радиальная улица, 3) – дача председателя первой Государственной Думы Сергея Муромцева в Царицыно. Именно здесь Муромцев работал над проектом первой российской Конституции. В этом доме гостил Иван Бунин и другие поэты и писатели Серебряного века. Некоторое время на даче жил и Венедикт Ерофеев, автор знаменитой поэмы постмодернизма "Москва Петушки".
В начале января 2010 г. в здании произошел сильнейший пожар, в результате которого дом практически полностью сгорел.
Пожар в доме Муромцева: что осталось от дачи, где останавливался Бунин. Фото >>
7 марта 2010 г. остатки дачи Сергея Муромцева в Царицыно были снесены, несмотря на протесты жильцов и представителей общественных организаций, которые утверждали, что дом должен быть признан памятником.
Дачи Муромцева уже нет, а споры продолжаются >>
В свою очередь мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что дача председателя первой Государственной Думы Сергея Муромцева была давно снесена, а 3 января 2010 года в московском районе Царицыно сгорел построенный на ее месте барак.
Усадьба Алексеевых (улица Бахрушина, дом 11) – усадьба XIX XX веков, в разное время принадлежавшая купцам Алексеевым, Сытовым, Немоляевым, Шмидтам и Столяровым.
25 июля 2010 г. была снесена самая ценная часть усадьбы – двухэтажное строение и трехэтажная постройка фабричной школы.
Это вызвало волну протеста как среди горожан, так и среди правозащитников. По мнению специалистов, здание являлось одним из лучших особняков Замоскворечья, характерным примером "московского ампира". Позднее недовольство сносом исторических зданий выразила и Общественная палата, призвавшая восстановить усадьбу.
Снос усадьбы купца Алексеева в центре Москвы. Фото >>
Однако власти Москвы в ответ на протесты заявили, что, по заключению квалифицированных экспертов, постройки на улице Бахрушина никакой исторической ценности не представляли.
На месте снесённой усадьбы планируется возвести гостиничный комплекс.
Доходный дом (Улица Большая Якиманка, 15/20).
Доходный дом, построенный на рубеже XIX XX вв. архитектором Федором Кольбе.
В конце апреля 2011 года общественное движение "Архнадзор" заявило, что компания Capital Group начала снос главного фасада здания на улице Большая Якиманка, дом 15/20, несмотря на то, что в рамках строительных работ должна была его сохранить. Департамент культурного наследия заявил, что официальные структуры запретили работы, однако в начале мая дом Кольбе все же был снесен.
Департамент неоднократно заявлял о незаконности сноса, так как на это не было выдано согласование специальной комиссии Москомнаследия.
25 мая 2011 г. компания Capital Group сообщила, что пересмотрела проект строительства, а утраченный фасад объекта по улице Большая Якиманка будет восстановлен в первозданном виде под контролем департамента культурного наследия Москвы.
Флигель городской усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских (Большая Никитская улица, 19).
Трехэтажный кирпичный флигель XIX века, построенный архитектором Константином Терским в древнерусском стиле, с изразцовыми вставками на фасаде.
В ночь на 19 июня 2011 г. флигель усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских был снесен.
Против сноса флигеля протестовали общественные организации. По мнению "Архнадзора", все строения усадьбы Глебовых Стрешневых Шаховских являются элементами единого памятника архитектуры федерального значения и находятся на территории объединенной охранной зоны.
На месте флигеля планируется построить здание театра "Геликон опера". В октябре 2010 года власти Москвы приостановили часть работ по реставрации и реконструкции комплекса зданий "Геликон оперы" из за протестов защитников исторического облика города. За отмену проекта строительства новой сцены "Геликон опера" высказалась также Общественная палата РФ.
Однако в конце марта 2011 года общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно художественного облика города утвердил проект реконструкции "Геликон оперы".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников