20 июня во Франции открывается авиасалон Paris Air Show Le Bourget в Ле-Бурже – старейший и крупнейший в мире авиасалон.
Россия является постоянным участником международного авиационно‑космического салона в Ле Бурже (Paris Air Show Le Bourget). История российского (а до того советского) присутствия началась с 1957 года, когда Советский Союз впервые представил свою продукцию на парижском авиасалоне. До этого только в 1936 году на 15‑ой Международной выставке в Париже выставлялся советский пассажирский самолет АНТ‑35, пассажирская кабина которого имела теплозвукоизоляционную обивку, системы вентиляции и отопления.
Для участия в авиасалоне экипаж под руководством Михаила Громова на самолете АНТ‑35 совершил перелет по маршруту Москва ‑ Кенигсберг (ныне Калининград) ‑ Кельн – Париж. На этом авиасалоне выставлялись также самолет АНТ‑25, установивший несколько рекордов дальности, и истребитель И‑17. Английский журнал Flight по поводу выставки писал: "Из представленных гражданских самолетов наибольший интерес представляют два русских АНТ‑25 и АНТ‑35, которые показали, что за два последних года Россия сделала настоящий технический прогресс".
С 1957 по 1987 год включительно советские экспозиции в Париже представляли технику гражданского (максимум ‑ двойного) назначения ‑ пассажирские и транспортные самолеты.
В 1965 году Советский Союз на авиасалоне в Ле Бурже впервые показал свои вертолеты Ми‑6, Ми‑8, Ми‑10, которые сразу привлекли внимание специалистов. Сенсацию же произвел первый в мире стратегический военно‑транспортный самолет Ан‑22 "Антей" (на салоне он выставлялся как гражданский самолет).
В 1973 году в Ле Бурже во время демонстрационного полета потерпел катастрофу сверхзвуковой авиалайнер Ту‑144, советский конкурент Concorde. Погибли все шесть членов экипажа и восемь человек на земле.
В 1989 году в небо Ле Бурже впервые поднялся советский боевой самолет ‑ истребитель Су‑27. В том же году СССР показал самолеты Миг‑29, Су‑25 и Ан‑225 (самый большой самолет в мире), который нес на себе космический челнок "Буран".
Но во время показательного полета истребителя МиГ‑29 в двигатель попала птица, и самолет рухнул на землю. Пилот успел катапультироваться. Авария в Ле‑Бурже не повлияла на отношение иностранцев к самолету и летчикам, их по‑прежнему приглашали на различные авиационные показы.
В 1995 году Россия впервые продемонстрировала на авиасалоне самолеты Ту‑160 и Су‑32.
С конца 1990‑х годов военная составляющая российских экспозиций начинает уменьшаться. Основной демонстрационной площадкой для российской боевой авиатехники становится авиасалон в Жуковском и зарубежные выставки в Китае, юго‑восточной Азии и Латинской Америке.
43‑й авиасалон, прошедший в 1999 году, сложился для России крайне неудачно: истребитель Су‑30 МК разбился в ходе демонстрационного полета. Самолет, выполняя фигуру высшего пилотажа, задел землю хвостовой частью фюзеляжа и загорелся. Правда, у той неудачи была и оборотная сторона – российская делегация смогла продемонстрировать уникальную систему спасения экипажа. Оба пилота разбившегося самолета остались живы, хотя катапультировались с критической высоты – практически с поверхности аэродрома.
В 2001 году на 44‑м Международном авиационно‑космическом салоне в Ле Бурже Россия была представлена 36 предприятиями и объединениями. В центре российской экспозиции почетное место занимал макет летательного аппарата многоразового использования "Байкал", который представляет собой первую ступень ракеты‑носителя "Ангара", после отделения от нее возвращающуюся на землю.
Среди натурных образцов в Ле‑Бурже были представлены пять российских самолетов: пассажирский Ту‑214, оснащенный отечественными двигателями ПС‑90А, транспортный Ил‑76, истребитель Су‑30МК, учебно‑тренировочный самолет российско‑французской разработки МиГ‑АТ и боевой вертолет Ми‑35М, модернизированный для ведения боевых действий в ночных условиях.
Салон принес российским фирмам выгодные контракты, например, Объединение "Фазитрон‑НИИР" заключило контракт на сумму в 5 млн. долларов на оснащение китайских истребителей F‑8 своими бортовыми радарами.
В 2001 году выставка для России омрачилась инцидентом (иск фирмы Noga), в результате которого самолеты Су‑30МК и МиГ‑АТ вынуждены были покинуть салон.
В 2003 году Россию представляли в Ле Бурже 45 предприятий оборонно‑промышленного комплекса, которые привезли около 300 экспонатов, в основном в виде макетов и планшетов. В натуральном виде на выставке показали лишь учебно‑тренировочный самолет Як‑130.
На авиасалоне в 2005 году Россия выставила макет марсианской станции в натуральную величину ‑ станция имеет небольшие габариты. Кроме того, ракетно‑космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева посетителям салона представила для ознакомления уменьшенный макет пилотируемого космического корабля "Клипер", модуль кабины и агрегатно‑бытовой отсек корабля. Часть российской экспозиции была посвящена международному проекту "Союз" во Французской Гвиане". На выставке также были представлены космические аппараты и их макеты, среди них "ГЛОНАСС‑К", "Зухре", "Экспресс‑АТ1", "Луч‑5А", изготовленные НПО ПМ им. М. Ф. Решетнева, а также самарские аппараты "Ресурс‑ДК1" с научной аппаратурой "ПАМЕЛА" и "Фотон‑М".
Единственный натурный экземпляр российского самолета, летающий в небе Парижа, выставила компания "Сухой": это многофункциональный истребитель Су‑27СКМ.
Ударным экспонатом российской части выставки был проект среднемагистрального самолета RRJ ‑ Russian regional jet (российский региональный самолет), основным разработчиком которого является компания "Сухой". Уже в первый день парижского авиашоу был подписан контракт на оснащение этого самолета французской авионикой. Контракт подписали основной разработчик проекта ‑ "Компания "Сухой" и французская корпорация THALES. Его стоимость ‑ 125 млн. долларов.
Еще одним важным контрактом, заключенным на выставке, стал договор между "Роскосмосом" и Европейским космическим агентством об участии ЕКА в создании российского многоразового пилотируемого корабля "Клипер".
В 2007 году на 47‑м международном авиационно‑космическом салоне в Ле Бурже под российскую экспозицию было арендовано 1900 кв. м выставочной площади, на которых разместили свои экспозиции более 50 российских предприятий оборонно‑промышленного комплекса. Впервые свою продукцию на салоне представили ОАО "Концерн ПВО "Алмаз‑Антей" и ФГУП "ЦАГИ". Россия продемонстрировала на выставке широкий спектр экспортной продукции отечественной авиационно‑космической промышленности, в том числе более 400 наименований продукции военного назначения по следующим тематическим разделам: авиастроительная тематика; вертолетная тематика; авионика, авиационные комплектующие и др.; двигателестроение для авиации; финансовые структуры, авиационные услуги и др.; тематика средств ПВО; космическая тематика. Кроме того, на выставке демонстрировался натурный образец истребителя с отклоняемым вектором тяги МиГ‑29М ОВТ.
Салон в Ле Бурже 2007 года стал для России отличной площадкой для закупок самолетов иностранного производства. С концерном Airbus российские авиаперевозчики заключили контракты на поставку авиалайнеров на сумму в 2,6 млрд. долларов. В частности, "Аэрофлот" обязался закупить 22 новейших самолёта Airbus A350‑XWB, оснащённых двигателями компании Rolls Royce. Компания "Сибирь" заключила контракт на покупку у европейской компании 25 новых самолётов Airbus 320. Сумма контракта достигла 1,6 млрд. долларов.
Ле Бурже ‑ 2007 стал для России также местом, где впервые в истории отечественного авиастроения иностранные авиакомпании заключили контракты на покупку гражданских самолётов российского производства. Так, итальянская компания ItAli договорилась с компанией "Гражданские самолёты Сухого" закупить 10 самолётов Sukhoi Superjet‑100, которые в то время еще не были серийной продукцией, на сумму в 283 млн. долларов.
Всего же на том авиасалоне российские авиастроители подписали контрактов почти на полмиллиарда долларов.
На салоне Федеральное космическое агентство заключило ряд соглашений и ряд важных контрактов. Среди них контракт с французской компанией "Ариан Эспас" на первые четыре запуска европейских спутников на российской ракете‑носителе "Союз‑СТ" с космодрома Куру во Французской Гвиане. Контракт был подписан после нескольких лет переговоров.
По масштабам российская экспозиция заняла седьмое место после Франции, США, Германии, Италии, Израиля и Великобритании.
В 2009 году на юбилейном авиасалоне в Ле Бурже российская делегация, возглавляемая государственной корпорацией "Ростехнологии", была представлена 48 организациями, которые разместили свои экспозиции на площади 2 тыс. кв. м. Под эгидой "Ростехнологий" на площади около 350 кв. м информацию о своей продукции представили 17 организаций российского оборонно‑промышленного комплекса. Из более чем 500 наименований 225 относились к продукции военного назначения. На выставке также представили свою продукцию 16 организаций ракетно‑космической промышленности, подведомственных Роскосмосу.
Россия представила на авиасалоне новейший ближнемагистральный авиалайнер "Сухой Суперджет", ставший единственной премьерой салона, впервые продемонстрировала модель перспективной лунной станции "Луна‑Глоб", которая будет осуществлять свою деятельность в рамках разработанной в России лунной программы.
Кроме того, были выставлены глубоко модифицированные спутники "Глонасс‑М" и "Глонасс‑К", а также семейство ракет‑носителей "Ангара" в полном объеме. Российское ЦСКБ "Прогресс" впервые представило модифицированную ракету‑носитель "Союз‑2‑3" с усовершенствованными двигателями.
В ходе авиасалона российские компании заключили контракты в общей сложности на сумму 3 млрд. долларов.
Роскосмос подписал четыре международных соглашения и два контракта. Среди них, в частности, соглашение по совместному запуску в октябре 2009 года к спутнику Марса Фобосу межпланетной станции "Фобос‑грунт". Кроме того, целый ряд соглашений был подписан с итальянским космическим агентством. Детали двух контрактов не разглашались. Каждый из них на сумму более чем в 100 млн. евро, и касались они космических запусков, которые будет осуществлять Россия.
Несколько крупных сделок состоялись с самолетом Sukhoi Superjet 100. Так, "Гражданские самолеты Сухого" и российская лизинговая компания "Авиализинг" в Ле Бурже подписали твердый контракт на поставку 24 самолетов Sukhoi Superjet 100 на сумму свыше 715 млн. долларов. Самолеты должны поставляться заказчику в период с 2011 по 2013 год.
Венгерской авиакомпанией Malev было подписано соглашение о намерениях, в котором говорится, что она собирается заказать 30 Sukhoi Superjet 100 за 710 млн. евро. Поставки планировали начать с 2011 года, по шесть машин в год. Еще 10 самолетов хотела приобрести дочерняя компания "Газпрома" ‑ "Газпромавиа".
Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) и авиакомпания "Атлант‑Союз" подписали меморандум о поставке в финансовый лизинг на десять лет 30 региональных пассажирских самолетов Ан‑148 и 15 среднемагистральных самолетов Ту‑204СМ. Общая стоимость заказываемых самолетов ‑ 1,2 мдрд. долларов.
Кроме этого, ИФК намерена поставить десять грузовых самолетов Ил‑96‑400Т в Великобританию, каталожная стоимость одной машины составляет около 100 млн. долларов.
В Ле Бурже также было подписано соглашение между ОАО "Вертолеты России" и компанией Pall Europe о начале сотрудничества Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля с этой европейской компанией в рамках программ модернизации вертолетов типа Ми‑8/17. Согласно подписанным документам, российская и европейская компании будут дорабатывать новые и уже выпущенные гражданские вертолеты Ми‑8/17 пылезащитными устройствами (ПЗУ) двигателей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников