25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.
Художник, историк искусства и музейный деятель Игорь Эммануилович Грабарь родился 25 (13) марта 1871 г. в Будапеште (Венгрия) в семье Эммануила Ивановича и Ольги Адольфовны Грабарь. Его мать и дед по матери Адольф Иванович Добрянский принадлежали к европейскому славянофильскому движению, отец был видным общественным деятелем, депутатом Будапештского парламента.
Отец Игоря Грабаря переселился в Россию в 1876 г. под фамилией Храбров (этой фамилией художник подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е гг.).
В 1890 г. Игорь Грабарь с матерью переехали в Россию - в Егорьевск Рязанской области, где в местной гимназии преподавал его отец.
В 1882 г. Грабарь поступил в московский лицей цесаревича Николая. Во время обучения в лицее он познакомился с несколькими художниками, в том числе с Василием Поленовым. В это же время он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств.
В 1889 г. Игорь Грабарь окончил лицей с золотой медалью и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Параллельно он начал слушать лекции на историко-филологическом факультете. В годы учебы в университете он подрабатывал написанием юмористических рассказов, сотрудничал с журналом "Нива" (делал иллюстрации, писал биографии художников, обзоры выставок и проч.).
На первом курсе написал свой первый значительный этюд ("Крыша со снегом").
С 1892 г. он начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, у которого учились Василий Поленов, Илья Репин, Михаил Врубель и Валентин Серов.
В 1893 г. окончил университет, в 1894 г. поступил в Академию художеств, с 1895 г. начал заниматься в мастерской Ильи Репина.
В 1896 г. Игорь Грабарь уехал в Европу. В Мюнхене он поступил в студию Антона Ашбе. В 1898 г. они создали совместную школу. В этом же году начал выходить журнал "Мир искусства", издательством которого занимался Сергей Дягилев, и Грабарь прекратил свое сотрудничество с "Нивой" и перешел туда.
К мюнхенскому периоду творчества относятся такие работы художника, как "Дама с собакой" (1899) и "Дама у пианино" (1899).
В 1901 г. Игорь Грабарь вернулся в Россию. Он поселился в Санкт-Петербурге, продолжил свое сотрудничество с "Миром искусства" и занялся живописью. В 1902 г. он выставил несколько своих работ в "Пассаже" на Невском проспекте, однако критики отнеслись к ним неодобрительно.
В 1903 г. переехал в Москву. С этого времени неоднократно принимал участие в художественных выставках в России и за рубежом, где его работы имели успех.
Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным. Он по нескольку раз в год приезжал в усадьбу Мещериных Дугино, где написал несколько ставших впоследствии известными работ: "Февральская лазурь" (1904), "Иней" (1905), "Неприбранный стол" (1907), "Дельфиниумы" (1908) и многие другие.
В 1907-1908 гг. Игорь Грабарь собирал архивные материалы и писал статьи о художниках, архитектуре и скульптуре для журнала "Старые годы", почти не занимаясь живописью. В это же время он начал сотрудничать с издателем Иосифом Кнебелем, занявшись подготовкой многотомной "Истории русского искусства" (издавалась с 1910 по 1916 гг.), в которой он был автором нескольких ключевых разделов.
В рамках этого сотрудничества также была издана серия монографий о крупнейших мастерах русского искусства, для которой Грабарь написал книги об Исааке Левитане (в соавторстве с Сергеем Глаголем, 1913) и Валентине Серове (1914).
В 1909-1914 гг. проектировал и курировал строительство мемориальной больницы в память Сергея Захарьина, сына известного врача Григория Захарьина. После окончания строительства он снова начал активно заниматься живописью.
В 1913 г. занял пост директора Третьяковской галереи и стал ее попечителем.
После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.
В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).
В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.
В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина"). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.
В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.
В 1944 г. он стал научным руководителем Реставрационных мастерских, принимал участие в работе комиссий, занимавшихся изъятием произведений искусства из усадеб и монастырей.
В 1940-1950 гг. Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.).
В 1956 г. ему было присвоено звание народного художника СССР.
Он умер в Москве 16 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
Игорь Грабарь с 1913 г. был женат на Валентине Михайловне Мещериной, в их семье родились двое детей - Ольга (1922 г.р.) и Мстислав (1925-2006). Через несколько лет после рождения сына его жена ушла из семьи. Впоследствии о детях заботилась ее сестра, Мария Мещерина