Директор театра кукол имени Образцова, где прошли обыски, задержан в Москве по делу о хищении бюджетных средств, сообщил РИА Новости в среду источник в правоохранительных органах столицы.
История Государственного Академического Центрального Театра кукол имени С.В.Образцова началась в 1931 г., когда дирекция Центрального дома художественного воспитания детей решила создать кукольный театр, который стал бы центральным, главным в СССР, базой для организации сети кукольных театров. Организовать такой творческий коллектив было поручено Сергею Владимировичу Образцову – одному из самых известных в то время кукольников, актеру Музыкальной студии Художественного театра, звезде эстрады, художнику.
Государственный Центральный Театр кукол (ГЦТК) был создан 16 сентября 1931 г. Первые пять лет театр работал в школах, клубах, московских дворах, в пионерских лагерях, выезжал на гастроли по стране.
Но ни скудность материальных средств, ни отсутствие собственной сценической площадки не помешали экспериментам небольшого коллектива из двенадцати человек: зрители ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя новыми постановками молодого театра.
Настоящей премьерой театра кукол 17 апреля 1932 г. стал агитационный спектакль "Джим и Доллар". Так театр начал поиски своего репертуара, создавая оригинальные конструкции кукол и сценического оформления, свободно варьируя стилистику спектаклей – от агитационного спектакля до народной сказки. Все спектакли 1930-х гг. – "Волшебная калоша" Матвеева, "По щучьему велению" Тараховской, "Кот в сапогах" Владычиной, "Конек-Горбунок" Курдюмова, "Терем-теремок" Маршака и другие – ставились для детей.
Пронизанный карнавально-сказочной атмосферой спектакль "По щучьему велению", – с уникальной конструкцией круглой ширмы – многие театроведы восприняли "главным кукольным спектаклем ХХ века", применяющим мейерхольдовские открытия.
В 1940 г. был поставлен первый спектакль для взрослых – "Волшебная лампа Алладина" Гернет, где впервые применены тростевые куклы. Для взрослых были поставлены также "Ночь перед Рождеством" (по Гоголю) и "Король-Олень" (по Гоцци).
Спектакли театра кукол восхищали зрителей живым артистизмом и новаторской изобретательностью. За несколько лет театр стал настолько популярным, что в 1937 г. правительство решило предоставить в распоряжение труппы помещение в центре Москвы на площади Маяковского. Театр к тому времени не только пополнил свои штаты, но и создал собственный музей, впоследствии ставший уникальной сокровищницей кукол. Во время Великой Отечественной войны артисты театра выезжали в расположения действующей армии и показывали солдатам "Фронтовую программу" из пародийных скетчей на политические темы.
После войны театр продолжал работу в Москве, одновременно расширяя гастрольную деятельность.
В 1946 г. был поставлен самый знаменитый спектакль, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, – сатирическое обозрение "Необыкновенный концерт", широко использующее пародийные возможности кукол.
С 1948 г. ГЦТК показывает свои спектакли за рубежом. Он побывал в 85 странах мира.
С 1956 г. театр Образцова – постоянный участник международных кукольных фестивалей, проводимых под эгидой УНИМА (UNIMA – Union Internationale des Marionnettes – международный союз деятелей театра кукол). Под непосредственным влиянием гастролей ГЦТК были созданы государственные кукольные театры в ряде стран ‑ Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии и др.
В 1970 г. Государственный Центральный театр кукол переехал в новое здание на Садовом кольце – архитектурный комплекс, являющийся эталоном для всех стационарных театров кукол мира (сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся стены зала, позволяющие "окружить" зрителя куклами, "бегающий" звук). Великолепные металлические часы, украшающие фасад, стали "визитной карточкой" театра.
Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных – сказочных персонажей – приветствуют под музыку "Во саду ли, в огороде" в аранжировке Никиты Богословского собравшихся перед театром. Все вместе животные появляются лишь дважды – в полдень и в полночь.
Авторы часов – скульпторы Дмитрий Шаховской и Павел Шимес, механизм придумал Вениамин Кальмансон.
За десятки лет Государственный Центральный театр кукол превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней.
Среди лучших спектаклей для детей – "Веселые медвежата", "Краса Ненаглядная", "Буратино", "Наша Чукоккала", "Хитрый ежик", "Маугли"; для взрослых – "Необыкновенный концерт", "Под шорох твоих ресниц", "Чертова мельница", "Мой, только мой!", "Божественная комедия", "Ноев ковчег", "Дон Жуан", "Полоумный Журден", "Шлягер, шлягер, только шлягер", "Про Федота-стрельца, удалого молодца", "Геракл". Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, многие из них и сейчас не сходят с афиши театра.
Центральный театр кукол является российским и мировым центром подготовки профессиональных актеров, режиссеров, художников-кукольников. 14 сентября 1981 г. ему было присвоено звание "академический". Театр действительно является единственной в мире Академией искусства играющих кукол. "Выпускники" этой академии живут и работают не только в России, но и в Германии, Польше, Чехии, Словакии, Южной Корее, на Кубе, в Италии, Испании, США, Швейцарии и др.
В 1992 г. театр стал называться Государственный Академический Центральный Театр кукол имени С.В.Образцова.
После кончины Сергея Владимировича Образцова созданный им театр оказался в трудном положении. Катастрофически упали сборы в театре, куда недавно невозможно было попасть. Со временем из театра исчез Зимний сад с живыми канарейками, бассейнами для рыб и знаменитым "Мальчиком у воды" Александра Матвеева, а вместе с ними и Малый зал, предназначенный для малышей. Все это пространство оказалось переданным ресторану вместе с прилегающим к зданию сквером-двором, где Образцов намеревался поставить памятник своему другу Корнею Ивановичу Чуковскому. Неофициально бывшие сослуживцы объясняли, что дирекция вынуждена была пойти на столь непопулярные меры в связи с тем, что здание требовало немедленного ремонта, а средств никто не выделял.
Не раз в театре возникали и творческие споры. Один из самых громких связан с Резо Габриадзе. Выдающийся режиссер и художник руководил этим театром недолго. Общего языка с труппой не нашел, и дело кончилось собранием всего коллектива с последующим уходом мастера из театра. Спустя некоторое время в театре появился молодой режиссер Андрей Денников, который также не нашел поддержки у многих театральных старожилов.
В марте 2008 г. коллектив театра направил открытое письмо на имя главы Роскультуры Михаила Швыдкова и председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина с просьбой освободить от занимаемой должности директора театра Бориса Киркина. По мнению артистов, их начальник, который являлся не только директором, но и художественным руководителем, не справлялся со своими обязанностями, что фактически могло привести к развалу театра. По словам артистов, техническое состояние театра при Киркине находилось в плачевном состоянии.
Кроме того, написать обращение к Швыдкому и Калягину артисты решились и в знак солидарности со своими коллегами – народным артистом РФ Федором Виолиным и заслуженным артистом РФ Романом Богомольным, которых Киркин отстранил от обязанностей руководителей актерских групп.
Также артисты театра были недовольны созданием "особых условий" для творчества Андрея Денникова.
27 марта 2008 г. стало известно, что новым директором Центрального театра кукол имени С.В. Образцова назначен Андрей Алексеевич Лучин, который ранее возглавлял отдел театрального искусства Роскультуры.
Бывший директор театра Борис Киркин подал заявление об уходе.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников