9 сентября исполняется 10 лет с того дня, как Владимир Путин, занимавший тогда пост президента РФ, утвердил Доктрину информационной безопасности России.
9 сентября 2000 года президент РФ Владимир Путин утвердил Доктрину информационной безопасности РФ. Проект Доктрины был обсужден и в целом одобрен на заседании Совета Безопасности РФ 23 июня 2000 года. Концептуальный документ такого рода в российской истории появился впервые.
Разработка доктрины шла на протяжении нескольких лет. Первые ее наработки появились в 1994 году. В одно время предлагалось даже отложить доктрину до лучших времен. По оценкам специалистов, документ как составная часть Концепции национальной безопасности страны является базовым в первую очередь для федеральных органов исполнительной власти, реализующих свои полномочия в информационной сфере.
Доктрина информационной безопасности РФ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ.
Доктрина служит основой для: формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно‑технического и организационного обеспечения информационной безопасности; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности.
В Доктрине закреплены четыре основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере. Во‑первых, это соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею. Обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма. Во‑вторых, информационное обеспечение внутренней и внешней государственной политики страны. В‑третьих, развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок. В‑четвертых, защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение национальных информационных и телекоммуникационных систем.
В Доктрине впервые закреплены общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Они подразделяются на правовые, организационно‑технические и экономические.
К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Организационно‑техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности; усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения; создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи; выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно‑телекоммуникационных систем; формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства и др.
Экономические методы обеспечения информационной безопасности РФ включают в себя: разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно‑технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
К числу первоочередных мероприятий государственной политики в области обеспечения информационной безопасности страны отнесены: разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных СМИ, проведения государственной информационной политики, принятие и реализация соответствующих федеральных программ, подготовка кадров.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников