2 сентября исполняется 75 лет известному актеру Валентину Гафту.
Известный актер театра и кино, ведущий актер московского театра "Современник", Народный артист России Валентин Иосифович Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Театром он увлекся ещё в школе, принимал участие в школьной театральной самодеятельности.
В 1953 году после окончания школы Валентин Гафт поступил в Школу‑студию МХАТ.
С 1957 года, по окончании школы‑студии (курс Василия Топоркова), Валентин Гафт служил в Московском драматическом театре, Театре имени Моссовета, позже перешел в театр на Малой Бронной, затем ‑ в театр на Спартаковской улице, который возглавлял тогда Андрей Гончаров. После театра Гончарова Гафт пришел к Анатолию Эфросу в Театр имени Ленинского комсомола, где проработал сравнительно недолго и перешел в Театр сатиры. Здесь в 1967 году он сыграл одну из своих лучших ролей – графа Альмавиву в "Женитьбе Фигаро" в дуэте с Андреем Мироновым.
В 1969 году по приглашению Олега Ефремова Гафт перешел в Театр "Современник", с которым с тех пор связана вся его жизнь и который он считает своим родным домом.
В театре "Современник" им сыграны роли Петра Адуева в спектакле "Обыкновенная история" по Гончарову, Гусева в спектакле "Валентин и Валентина" Михаила Рощина, Генриха IV в одноименном спектакле Пиранделло, Людовика XIV в спектакле "Кабала святош" Михаила Булгакова, Вершинина в спектакле "Три сестры" Антона Чехова, Городничего в "Ревизоре" Николая Гоголя, Джорджа в спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф? " Олби, Хиггинса в "Пигмалионе" Бернарда Шоу и др.
Среди самых разнообразных ролей, сыгранных в "Современнике" за последние годы – Рахлин в "Коте домашнем средней пушистости" Владимира Войновича, Григория Горина, Изольд Кукин в "Аккомпаниаторе" Александра Галина, Валентин в "Уйди‑уйди" Николая Коляды и Глумов в "Балалайкине и К°" Михаила Салтыкова‑Щедрина. Этот спектакль стал режиссерским дебютом Валентина Гафта в "Современнике", он сделал эту работу вместе с Игорем Квашой и Александром Назаровым. В сегодняшнем репертуаре Валентина Гафта ‑ Лейзер в "Трудных людях" Йосефа Бар‑Йосефа, Он в спектакле "Заяц love story" Николая Коляды. Валентин Гафт исполняет также одну из главных ролей в спектакле по пьесе, написанной им самим ‑ "Сон Гафта, пересказанный Виктюком".
Валентин Гафт играет и в других театрах: в 2000 году в театральном агентстве "Театрон‑Н" он сыграл роль Джеймса в спектакле "Коллекция Пинтера", а в 2002 году – роль Трусоцкого в Театре им. Моссовета в спектакле "Муж, жена и любовник".
Дебют Гафта в кино состоялся в 1956 году в фильме "Убийство на улице Данте", где он сыграл небольшую, почти бессловесную роль. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".
Позже он снялся в кинофильмах "Первый курьер" (1968), "Бешеное золото" (1977), "Кентавры" (1979), "Черная курица, или Подземные жители" (1981), "Фуэте" (1986), заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982), трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).
В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме Юрия Кары "Мастер и Маргарита", который так и не вышел на экраны.
Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера. В 1979 году он сыграл председателя гаражно‑строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж", в 1980 году снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово…", в 1987 году снялся в фильме "Забытая мелодия для флейты", а в 1991 году – в фильме "Небеса обетованные".
Кроме театра и кино Валентином Гафтом сыграно много ролей на телевидении – главный герой в телесериале по роману Томаса Манна "Будденброки", Лопатин в "Записках Лопатина", Джаспер в четырехсерийном фильме "Тайна Эдвина Друда", Крамин в телефильме "На всю оставшуюся жизнь", князь Бореску в телеспектакле "Архипелаг Ленуар", Малыш в "Королях и капусте", Дворецкий в телефильме "Здравствуйте, я ваша тетя", и др. Известны телеспектакли с участием Валентина Гафта: "Всего несколько слов в честь господина де Мольера", "Дома вдовца", "Игроки", "Эзоп", "Кто боится Вирджинии Вульф?".
Валентин Гафт прославился также как автор острых эпиграмм, которые ходили в рукописных списках, их цитировали.
Сейчас Валентин Гафт говорит, что не пишет больше эпиграммы, однако стихи он пишет по‑прежнему. Он автор нескольких книг, в том числе: "Стих и эпиграмма" (1989), "Я постепенно познаю" (1997), "Жизнь – театр" (1998), в соавторстве с Леонидом Филатовым, "Сад забытых воспоминаний" (1999), "Стихотворения, воспоминания, эпиграммы" (2000), "Тени на воде" (2001).
Валентин Гафт является академиком Российской академии кинематографических искусств "НИКА", членом Союза кинематографистов, членом Союза театральных деятелей, членом Московской организации Союза писателей.
В 1984 году Валентину Гафту было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
В 1995 году Гафт был награждён орденом Дружбы.
В том же году он стал первым лауреатом одной из самых престижных театральных премий – имени И.М. Смоктуновского, лауреат Царскосельской премии (1993).
В 2004 году Валентину Гафту была присуждена общественная читательская премия газеты "Аргументы и факты" ‑ "Национальная гордость России" за выдающийся личный вклад в развитие культуры. В 2005 году он был награжден Орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени; в 2007 году Валентин Гафт стал лауреатом театральной премии К.С. Станиславского за вклад в развитие актерского искусства и лауреатом премии "Золотой Орел" за лучшую мужскую роль в фильме "12"; в 2009 году стал лауреатом премии журнала "Театрал" "За лучшее соло в спектакле" ‑ за спектакль "Сон Гафта, пересказанный Виктюком".
Супруга Валентина Гафта ‑ актриса Ольга Остроумова.
Первой женой Валентина Иосифовича была манекенщица Елена Изоргина. Неудачным был брак с балериной Инной Елисеевой, с которой они развелись в начале 1980‑х. Их дочь Ольга покончила с собой 24 августа 2002 года. После случившегося Валентин Гафт долго болел, не играл в театре.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников