28 августа 1850 года в немецком городе Веймаре в Придворном театре состоялась премьера одной из самых известных опер мирового репертуара - оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" (Lohengrin).
Замысел оперы возник у композитора еще в 1841 году, в 1845 году был написан текст либретто, работа над партитурой велась в 1846-1848 годах. В 1847 году автор закончил клавир оперы, а в марте 1848 года была готова партитура.
В основу сюжета "Лоэнгрина" положены различные народные сказания, свободно трактованные Вагнером. В приморских странах у народов, живущих по берегам больших рек, распространены поэтичные легенды о рыцаре, приплывающем в ладье, запряженной лебедем. Он появляется в тот момент, когда девушке или вдове, всеми покинутой и преследуемой, грозит смертельная опасность. Рыцарь освобождает девушку от врагов и женится на ней.
Много лет живут они счастливо, но неожиданно возвращается лебедь, и незнакомец исчезает так же таинственно, как и появился. Нередко "лебединые" легенды переплетались со сказаниями о святом Граале. Неведомый рыцарь оказывался тогда сыном Парсифаля - короля Грааля, объединившего вокруг себя героев, которые охраняют таинственное сокровище, дающее им чудесную силу в борьбе со злом и несправедливостью. Иногда легендарные события переносились в определенную историческую эпоху - в царствование Генриха I Птицелова.
Легенды о Лоэнгрине вдохновляли многих средневековых поэтов, один из них - Вольфрам фон Эшенбах, которого Вагнер вывел в своем "Тангейзере".
Почерпнутый из саг, преданий и поэм, материал был творчески переработан Вагнером для создания оригинальной концепции, отразившей философские и этические проблемы современности. "Трагизм" Лоэнгрина, по словам Вагнера, "имеет свои глубокие корни в основах современной жизни".
Запланированная премьера в Дрездене не состоялась из-за начала революции в Германии, в которой автор "Лоэнгрина" принял активнейшее участие. После поражения революции из за участия в Дрезденском восстании 1849 года был выдан ордер на арест Вагнера и он был вынужден покинуть Германию (до 1861 года).
Преданный Вагнеру его друг Ференц Лист помог ему бежать в Швейцарию. Здесь Вагнер создает серьезные литературные труды, посвященные общеэстетическим вопросам: "Искусство и революция", "Художественное произведение будущего", "Опера и драма", автобиографический эскиз "Обращение к друзьям".
Премьера "Лоэнгрина" должна была состояться на сцене Дрезденской королевской оперы, однако из за трений в отношениях с придворными кругами и дирекцией театра опера был снята с репертуара и работа над ее постановкой прекращена.
Ференц Лист, занимавший в то время должность первого капельмейстера в Веймаре, добился права на постановку "Лоэнгрина" в Веймарском театре.
Премьера оперы состоялась 28 августа 1850 года на сцене Веймарского придворного театра. Дирижировал спектаклем Ференц Лист. Оркестр был укомплектован всего пятью первыми скрипками и шестью вторыми. При этом произведение состояло из 38 номеров, а хоров исчислялось до тридцати. Несмотря на все усилия дирижера, опера была плохо принята.
Лист во всех подробностях сообщил Вагнеру о том, как прошла премьера, поскольку композитор все еще находился в изгнании и не мог сам присутствовать на ней. Вагнер был очень рассержен: исполнение длилось более четырех часов, что дало Вагнеру основание счесть, что Лист всюду брал слишком медленные темпы. Однако Вагнер никогда до этого не слышал оркестрового исполнения оперы, даже на репетиции, он только мог играть ее себе на фортепиано.
И только через одиннадцать лет, когда Вагнер впервые слушал полное исполнение оперы (это было в Вене), он признал, что Лист был прав. Исполнение оперы целиком, без купюр и без учета антрактов, занимает три с половиной часа.
"Лоэнгрин" - первая из опер Рихарда Вагнера, которая была поставлена в России. Ее русская премьера состоялась в 1868 году на сцене Мариинского театра, а в 1889 году – на сцене Большого театра.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников