В июле 2010 году на пляжах водоемов в разных регионах России произошло несколько несчастных с участием купающихся и маломерных водных судов. Несколько человек погибли.
Согласно правилам пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах в городе Москве, утвержденным постановлением правительства Москвы от 24 июня 1997 г., под маломерными плавательными средствами понимаются принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные средства (моторные, гребные и несамоходные) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажиров – вместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности.
Управлять маломерными моторными, парусно-моторными и парусными судами и другими водными транспортными средствами с механическим двигателем (гидроциклы и др.) разрешается лицам, аттестованным экзаменационными комиссиями Государственной инспекции и имеющим действительные удостоверения на право управления.
Использование водных объектов для плавания маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных – после спада паводковых вод до ледостава.
На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).
На акваториях в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/ч, а вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде – не более 15 км/ч.
При эксплуатации маломерных судов запрещается:
– управлять маломерным судном: не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического освидетельствования (осмотра); не несущим бортовых номеров; переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация; с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания; без права управления маломерным судном; в состоянии опьянения;
– передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;
– превышать установленные скорости движения;
– нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;
– наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;
– заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;
– заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях (участках водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;
– приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;
– перевозить на судне детей без спасательных жилетов и без сопровождения взрослых (по одному на каждого ребенка), умеющих плавать;
– швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов речного флота, пересекать им курс на расстоянии менее 0,5 км, создавая своими действиями помехи судоходству;
– сбрасывать за борт отходы, мусор и иные предметы, сливать нефтепродукты;
– устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;
– использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;
– пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах во время движения, раскачивать суда и купаться с них;
– заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем и курить при этом;
– выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости или следовать по нему на расстоянии более 10 метров от кромки судового хода;
– осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;
– двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;
– нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников