Знаменитый испанский хореограф Начо Дуато прощается с Национальным театром танца Испании, который он возглавлял с 1990 года, сообщил сам хореограф.
Руководитель Национального балета Испании, выдающийся европейский хореограф Начо Дуато (Nacho Duato) родился 8 января 1957 года в Валенсии (Испания).
Начал профессиональное балетное образование в Школе Рамбер в Лондоне. В 18 лет продолжил обучение в школе "Мудра" Мориса Бежара в Брюсселе и в американском танцевальном центре Элвина Эйли в Нью‑Йорке.
В 1980 году Дуато подписал свой первый профессиональный контракт с труппой Кульберг‑балет в Стокгольме. Год спустя его пригласили в Нидерландский театр танца (NDT), где Дуато быстро вошел в жизнь труппы и ее репертуар, участвуя в таких постановках как "Дитя и волшебство", "История солдата" и др.
Очень скоро природная одаренность артиста вывела его за рамки исполнительского искусства, и Дуато начал работать также как хореограф.
Уже первая работа – "Jardi Tancat (Огражденный сад)" на музыку композитора‑соотечественницы Марии дель Мар Бонет принесла ему большой успех и завоевала первый приз на Международных хореографических мастерских в Кельне.
Не прекращая выступать как танцовщик, Дуато создал свыше десяти постановок, в том числе "Танец и ритуал" (музыка Чавеса), "Птицы" (Респиги), "Синафай" (Ксенакис/Вангелис), "Болеро" (Равель), "Пески" (Бонет), "Мадагаскарские песни" (Равель), "Раптус" ("Песни на стихи Матильды Везендонк" Вагнера), "Сновидения Эсфири" (Ландовски), "Плач" (Гурецкий).
В 1988 году Дуато стал постоянным хореографом Нидерландского театра танца.
Со временем он стал сотрудничать со многими театрами мира. Его хореографические произведения вошли в репертуар Большого балета Канады, Немецкой оперы, Финской национальной оперы, Американского театра балета, Штутгартского балета, Австралийского балета и других театров.
В 1990 году Начо Дуато по приглашению Национального института сценических искусств и музыки Министерства культуры Испании возглавил Национальный театр танца Испании (Compania Nacional de Danza), сменив на посту художественного руководителя Майю Плисецкую.
Среди работ Дуато спектакли "Мадригальный концерт" (Родриго), "Дуэнде" (Дебюсси), "В одиночестве, на секунду" (Сати), "Ноль на ноль" (А. Иглесиас), "Умирая из‑за тебя, приношение теней" (музыка XVI века), "Арканджело" (Корелли), "Сам" (А. Иглесиас), "Кастраты" (Дженкинс), "Человек" (Куртаг), "Белая тьма" (Дженкинс), "Чалапарта" (Хункера), "Ромео и Джульетта" (Прокофьев) и др.
Начо Дуато – один из лучших хореографов современной Европы. Стиль Дуато – редкая смесь босоногой неоклассики и вольной суммы канонов современного танца. Балеты испанского хореографа нежны, чувственны, поэтичны. Его спектакли выдают происхождение хореографа: в них пламенеет страстная и сумрачная напряженность испанского барокко. Хореограф манипулирует человеческими телами в пространстве – от подчеркнуто тяжелой земли‑почвы до подчеркнуто легких отрывов от нее, заставляет танцовщиков до предела выжимать энергию из порыва и жеста.
В 1987 году как танцовщик Начо Дуато был удостоен "Золотого приза танца".
В 1995 году Дуато получил титул кавалера французского Ордена искусств и литературы. В 1998 году правительство Испании наградило его Золотой медалью за заслуги в области искусства.
В 2000 году Начо Дуато получил международный балетный приз Benois de la danse как лучший хореограф года за постановку балета "Многогранность. Формы тишины и пустоты".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников