Аукционный дом Christie's во вторник, 11 мая, проведет торги картинами послевоенных и современных мастеров, среди топ-лотов - работа художника Ива Кляйна из серии "Антропометрии", выполненной в запатентованном художником синем цвете.
Французский живописец, один из наиболее значительных представителей послевоенного европейского искусства Ив Кляйн родился 28 апреля 1928 г. в Ницце в семье художников. В 1928-1946 гг. жил в Париже, но проводил каждое лето в Кань-Сюр-Мер, где жила сестра его матери, Роза Раймон, которая опекала и поддерживала его.
С 1942 по 1946 г. Кляйн учился в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков.
После школы Кляйн на короткое время устроился работать в книжную лавку. Одновременно с этим он пытался писать, экспериментировал с живописью, читал эзотерические труды и углубленно изучал работы розенкрейцеров. В 1947 г. он начал посещать школу дзюдо.
Голубой цвет оказывал на юношу магическое воздействие: в 1947 г., лежа на пляже в Ницце, он предпринял, по его собственным словам, "реалистично-воображаемое путешествие" в страну небес. После этого он заявил, что небо станет главной темой его работ. В том же году Кляйн отправился в Лондон, где прошел курс обучения у мастера золочения. В 1952-1953 гг. он приехал в Токио, чтобы совершенствовать свои умения в дзюдо. Это позволило ему в дальнейшем зарабатывать на жизнь уроками.
Свои монохромные картины Кляйн впервые выставил в 1955 г. в "Салоне новой действительности". Это был чистый оранжевый цвет, и когда от него потребовали поставить хоть несколько точек иного цвета, он отказался.
Кляйн упорно создавал монохромные картины и в дальнейшем сосредоточился на голубом и синем цветах. С помощью знакомого специалиста-химика он создал лучезарный ультрамариновый цвет; соответствующую краску он запатентовал под названием IKB (International Klein Blau – "Синий Кляйн Интернасьональ") – она состояла из красящего пигмента (порошка) и связующего вещества.
Первые монохромные картины синего цвета Кляйн продемонстрировал в 1957 г. в миланской Галерее Аполлинера по поводу провозглашения им "эпохи синего цвета". Это были 11 картин одинакового формата (но различной цены). После успеха на выставке Кляйн продолжил эксперименты с синим цветом.
В конце 1950-х гг. он стал производить синие глобусы и скульптуры из крашеной губки. Сначала он наносил синюю краску на холст с помощью губок, а потом стал выставлять губки, как отдельные объекты. Согласно учению розенкрейцеров, "губки являются отражением изобилия духовных миров в океане".
В 1958 г. в парижской галерее "Ирис Клерт" состоялась самая знаменитая и самая скандальная выставка Кляйна. Называлась она «Пустота». Посетители получали на входе стакан с коктейлем ярко синего цвета и входили в выставочный зал. Он был пуст. Но Кляйн не только выставил пустоту, он ее продавал. Причем лишь за золото. Считалось, что купленное пространство после сделки было "занято". Золото же Кляйн публично выбросил в Сену.
В 1960 г. Кляйн создал свои первые антропометрии. Антропометриями он называл картины, созданные при помощи отпечатков женских тел на полотне. Посетители полупубличных мероприятий, на которых демонстрировались эти произведения искусства, могли непосредственно наблюдать за их возникновением под звучание "Монотонной симфонии" Кляйна (20 минут непрерывного звука скрипки, за которыми следовала 20 минутная тишина).
В общей сложности художник создал около 150 антропометрий, которые зачастую изображали парящие тела и символизировали, по замыслу Кляйна, "универсальную невесомость". Ярким примером тому был созданный Кляйном фотомонтаж "Прыжок в пустоту" (1960), на котором он изображен летящим с распростертыми руками с верхнего этажа здания. Этот автопортрет он опубликовал в своей "Газете единственного дня", которая распространялась во французской столице.
Весной 1960 г. в доме Кляйна обосновались "Новые реалисты". Целью этой группы художников, в которую входили среди прочих, Арман, Даниэль Споэрри и Жан Тингели, являлись "инсценировка и показ действительности в произведения реалистического искусства".
В последние годы жизни Кляйн стал использовать еще один элемент стихии. После "синего" (небо, море, космос), он перешел к огню и стал употреблять газовые горелки для создания обожженных поверхностей полотен. Самым последним приемом Кляйна была сама голая стихия – он устанавливал полотно на крышу автомобиля и гнал под проливным дождем, заставляя дождь и ветер работать для "абсолютного искусства".
Художественная карьера Ива Кляйна укладывается всего в семь лет – с 1955 по 1962 год, но за это время он успел проявить себя в хэппенингах, перформансах, боди-арте, ленд-арте и концептуализме и навсегда войти в историю искусства.
Скандальные акции Ива Кляйна, в ходе которых художник использовал для нанесения краски на холст тела обнаженных моделей, снискали ему репутацию неодадаиста. Однако сам Кляйн был против таких определений – ведь им двигала не страсть к разрушению традиции, а практически противоположная ей дзенская философия недеяния. Художник видел в своих вещах медитативные пространства, обостряющие восприятие нематериального.
Скончался Ив Кляйн 6 июня 1962 г. в возрасте 34 лет от сердечного приступа в своем доме в Париже, успев создать большое количество работ и оказав заметное влияние на развитие искусства. Он похоронен на маленьком кладбище в городе La Colle-sur-Loup в Альпах.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников