"Актер", Пабло Пикассо
25 января 2010 года газета New York Times сообщила, что картина испанского художника Пабло Пикассо "Актер", выставленная в музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, будет отправлена на реставрацию после того, как на нее налетела одна из посетительниц музея.
По данным издания, инцидент произошел 22 января, когда женщина, пришедшая на занятия в группу дополнительного образования, внезапно потеряла равновесие и упала прямо на картину. В результате в правом нижнем углу полотна образовался надрыв длиной 15 сантиметров.
Работники музея сразу же унесли пострадавшую картину в служебное помещение, где эксперты смогли определить размер нанесенного шедевру ущерба.
В соответствии с обнародованным в заключением экспертов музея Метрополитен, "центральная часть композиции не была повреждена, и ... сотрудники ожидают, что реставрация, которая начнется в ближайшие недели, будет несложной".
Барельеф с изображением Святого Архангела Михаила, Андреа делла Робье
2 июля 2008 года упал и получил повреждения исторический шедевр – средневековый барельеф с изображением Святого Архангела Михаила в полной боевой амуниции с мечом, прикрепленный под потолком музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Терракотовый барельеф работы Андреа делла Робье датирован 1475 годом и был создан для католического храма в итальянском местечке Фаэнза между Болоньей и Равенной. Музей приобрел экспонат в 1960 году из частной коллекции, и с тех пор он был одним из украшений зала Европейской скульптуры. Под потолок над проходом для посетителей он был водружен в 1996 году.
Музей сообщил, что во время падения скульптуры никто не пострадал.
По данным пресс-службы музея, Архангел Михаил упал до открытия экспозиции.
Скульптура "Кристина", Татиана Эхеверри Фернандес
В июле 2008 года посетитель выставки в Лондоне разбил скульптуру стоимостью 6 тысяч фунтов стерлингов. Как стало известно, посетитель упал в том месте выставки, где не было ограждения, толкнув скульптуру "Кристина" художницы из Коста-Рики Татианы Эхеверри Фернандес. При падении скульптура разбилась на множество осколков.
"Аллегория лжи", Сальватор Роза
В июне 2007 года туристка нечаянно повредила полотно XVII века в знаменитой флорентийской Галерее Уффици. Пострадавшая работа неаполитанского художника Сальватора Розы "Аллегория лжи" находилась в Галерее Уффици в рамках выставки "Философская любовь".
Как рассказала сотрудница музея, посетительница поднялась на ступеньку лестницы, чтобы лучше рассмотреть шедевр. Потеряв равновесие, чтобы удержаться, она уцепилась за картину и слегка порвала ее. Сотрудники музея вычислили виновницу порчи полотна с помощью видеокамер наблюдения, расположенных по всему зданию.
Ущерб оказался невелик, и уже через несколько часов после инцидента картина вновь появилась в экспозиционном зале.
"Барельеф без названия", Крейг Кауфман
В 2006 году в парижском Центре Помпиду прошла большая выставка "Лос-Анджелес 1955 – 1985: Рождение столицы мира искусства". Работы для выставки предоставили самые именитые американские арт-дилеры и коллекционеры.
Прямо перед открытием выставки со стены рухнуло произведение минималиста Питера Александера (Peter Alexander) – черный брусок размером 2,44 м х 12,7 см.
Та же участь постигла "Барельеф без названия", созданный в 1967 году из покрытого лаком плексигласа: его плохо закрепили и он упал со стены. В Лос-Анджелесе произведение перенесло три сильных землетрясения.
"Сон", Пабло Пикассо
В октябре 2006 года Стив Уинн известный во всем мире как коллекционер, тратящий на живопись и антиквариат миллионы, договорился о продаже картины Пикассо "Сон" за 139 млн долларов.
За несколько дней до сделки, которую уже назвали "сделкой века", магнат пригласил на "прощание с картиной" несколько своих друзей. Демонстрируя им полотно, он сделал резкое движение рукой и локтем прорвал полотно. В результате, прямо в центре портрета любовницы художника Марии-Терезы Уолтер возник разрыв величиной "с серебряный доллар". В результате того, что шедевр был бракован по вине продавца, сделку отменили. Агентство Reuters сообщило, что после реставрации картина останется в коллекции Стива Уинна.
Инцидент объяснили тем, что Уинн страдает пигментной дегенерацией сетчатки – заболеванием, при котором нарушается периферийное зрение и человек не может точно рассчитать расстояние до предмета.
Воссоздание первой публичной декларации саморазрушающегося искусства, Густав Метцгер
В августе 2004 года уборщица лондонской галереи современного искусства Тейт Модерн приняла за мусор музейный экспонат и выбросила его. Произведение искусства представляло из себя как раз пакет с мусором.
Организаторы выставки искусства 1960-х годов объяснили, что мешок, набитый газетами, картоном и просто использованной бумагой, был на самом деле работой немецкого художника Густава Метцгера. Этот мешок был частью его инсталляции под названием «Восстановление первой публичной демонстрации авторазрушающегося искусства». Помимо мешка в композицию вошла картина, сделанная из нейлона, разъеденного кислотой. Автор пытался таким образом выразить свой взгляд на картины, скульптуры и конструкции в своей законченной стадии, после которой их ждет разрушение.
Предмет искусства был извлечен из мусорного контейнера, но как заявил художник, его мусор так сильно пострадал, что ему пришлось изготовить новую копию мешка.
В галерее объясняли случившийся конфуз тем, что вокруг арт-мусора не было специального ограждения, как у других экспонатов.
Статуя Адама, Туллио Ломбардо
В октябре 2002 года в нью-йоркском музее Метрополитен мраморная статуя Адама, считающаяся первым монументальным изображением обнаженной мужской натуры в эпоху Возрождения, упала вследствие внезапной деформации 10-сантиметрового фанерного пьедестала и разбилась на десятки обломков. По счастливой случайности голова и торс мраморного Адама практически не пострадали.
Скульптура работы Туллио Ломбардо создана предположительно в 1490–1495 годах для украшения гробницы венецианского дожа Андреа Вендрамина. Мраморный Адам, рост которого достигает 85 см, опирается одной рукой на древо, увитое виноградной лозой, вокруг которого обвился змей, а в другой сжимает яблоко. В паре с ним могилу в свое время украшала и фигура Евы.
Дэмиен Херст. Выставка Painting-By-Numbers
В 2001 году Дэмиен Херст решил оформить свою выставку Painting-By-Numbers весьма оригинальным образом. Он разбросал пустые пивные бутылки, переполненные пепельницы и банки с краской по полу галереи, придавая ей вид захламленной мастерской художника. «Творческий беспорядок» продержался до прихода уборщика. Он, посчитав "креатив" Херста обычным мусором и выкинул все в помойку. Пришлось "украшать" галерею заново. Но сам художник не расстроился: он назвал произошедшее "довольно забавным" случаем.
Вазы эпохи династии Цинн
Фарфоровые вазы династии Цинн XVII века считались одними из ценнейших экспонатов кембриджского Музея Фитцуильяма. Один из посетителей музея наклонился, чтобы зашнуровать ботинок, и упал с лестницы, сбив при этом сразу несколько китайских ваз, которым было по 300 лет. На то, чтобы собрать осколки экспонатов, ушло два с половиной дня. Реставрация ваз (одна из которых весила 45 кг) заняла полгода.
Венера Милосская
Скульптура Венеры находится в парижском Лувре и завораживает посетителей своей красотой, несмотря на то, что скульптура повреждена. Ее открыл греческий крестьянин в в 1820 году на острове Милос. Скульптура была разломлена на две части; в левой руке Венеры было яблоко.
Как только офицеры французского военного флота осознали историческую значимость этой скульптуры, распорядились увезти ее с острова. Но матросы, которые несли Венеру по скалам к ожидающему кораблю, подрались, и у фигуры откололись руки: левая у самого плеча, а правая – на уровне груди.
Уставшие матросы отказались возвращаться за потерянными частями, и руки Венеры так и остались на острове.
"Тайная вечеря", Леонардо да Винчи
"Тайную вечерю" Леонардо да Винчи рисовал в XV веке по сырой штукатурке, используя для разведения краски смесь яичных желтков и уксуса. Через несколько лет миланская фреска начала осыпаться, а полвека спустя ее уже называли "испорченной". Но на этом испытания для шедевра да Винчи не закончились. Драпировка, которой картину занавесили в XVIII веке, накапливала влагу. Когда ткань снимали, она поцарапала полотно. Самая последняя попытка отреставрировать картину да Винчи заняла 21 год.