В местах, где во время Великой Отечественной войны шли ожесточенные бои, работают поисковые отряды. Те поисковики, у кого нет официального разрешения на проведение поисковых работ, автоматически попадают в категорию "черных следопытов". Их еще называют "черными археологами" или "черными копателями".
Часть из них - это люди, которые занимаются любимым делом, но у которых нет разрешения на проведение раскопок. Очень часто бывает, что потом они вступают в исторические клубы, у которых эти разрешения есть.
Но есть и другие, которые проводят раскопки не для краеведческого или институтского музея, а на продажу: коллекционеры дорого платят за различные военные предметы, награды, а особенно оружие.
В среде "черных следопытов" существует своя иерархия.
"Крутые". Это небольшие, четко организованные группировки, которые ищут исключительно боеприпасы и оружие. В основном им попадаются патроны и взрывчатка.
"Профессионалы". Для них также лесной поиск составляет главную статью заработка. Они обычно уходят в лес на два или три месяца. Найдя нетронутую позицию, они выкапывают все более-менее ценное. Кроме оружия и боеприпасов, "профессионалы" берут и немецкие каски, пряжки, пуговицы, эсэсовскую символику.
Представители третьего типа поисковиков называют себя "археологами". По их уверениям, никакой материальной выгоды ребята не преследуют. Мол, поиск для них – это что-то вроде хобби.
Четвертый тип – "шакалы". Парни 17–18 лет. Сами они не копают, подбирают на "вскрытых" позициях то, что оставили профессионалы. Они могут, насобирав гранат, кидать их в костер и с любопытством наблюдать, что из этого выйдет. Это самая безумная категория.
"Черные копатели" роют землю, извлекая из нее полуистлевшие атрибуты войны: оружие, ордена и медали, личные вещи оставшихся на полях сражений, их черепа и кости. Но для них кости - никчемный хлам, издержки трофейного бизнеса, за которые на рынке не дадут и ломаного гроша.
Объектом их внимания является, прежде всего, оружие, боевые награды, личные ценности.
Пуговицы, пряжки и прочая мелочовка времен Великой Отечественной попадает на рынок. Значки и медали пользуются большим спросом.
Скупают эти вещи коллекционеры и фашиствующие подростки. Если коллекционеров интересуют редкие экземпляры, то бритоголовые подростки скупают что подешевле, лишь бы со свастикой. Это формирует ассортимент: на прилавках преобладает фашистская атрибутика.
Бывает, что за "черными следопытами" стоят серьезные структуры, сбывающие их находки. Им удается под видом металлолома переправлять за рубеж танки и пушки времен войны. Там все это реставрируется и появляется в музеях.
Если выкопанное оружие "черные копатели" приводят в порядок, то такое оружие пользуется спросом в криминальном мире, ведь номер оружия часто бывает стерт при зачистке, боеприпасы к нему уже нигде не используются и тоже утратили маркировку, съеденную коррозией. Кроме того, взрывчатка, добытая из снарядных корпусов, тоже пользуется спросом.
Самое страшное, что "черный копатель" с легкостью подвергает опасности свою и чужую жизни. Ведь многие из них тащат свои опасные находки домой, не задумываясь о последствиях.
Вся нелегальная деятельность копателей с оружием подпадает под 222 статью уголовного кодекса РФ. В ней предусмотрено наказание за торговлю оружием и боеприпасами, а также за их хранение и перевозку. Даже несколько патронов и деталь какого нибудь взрывного устройства может привести на скамью подсудимых. Максимальное наказание - 8 лет лишения свободы.
В статье 223 УК РФ говорится, что "незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств наказываются лишением свободы на срок до 4 лет".