Рейтинг@Mail.ru
Великие стройки сталинской эпохи - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Великие стройки сталинской эпохи

Читать ria.ru в
75 лет назад, 10 октября 1932 года, состоялся торжественный пуск Днепрогэса им. В.И.Ленина. Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в 1932 г., проектная мощность (560 МВт) достигнута в 1939 г. На то время крупнейшая гидроэлектростанция СССР.

Днепровская гидроэлектростанция (Днепрогэс)

Старейшая гидроэлектростанция на Днепре, построенная в рамках реализации плана ГОЭЛРО. Находится в городе Запорожье ниже днепровских порогов.

Строительство началось в 1927 г., первый агрегат пущен в 1932 г., проектная мощность (560 МВт) достигнута в 1939 г. На то время крупнейшая гидроэлектростанция СССР. В результате сооружения плотины затоплены пороги Днепра, что обеспечило судоходство по всему течению реки.

В 1969-1980 гг. был построен Днепрогэс-2 мощностью 836 МВт. Среднегодовая выработка первой и второй очереди - 3,64 млрд. кВт/ч. Емкость водохранилища - 3,33 куб. км.

Беломорско-Балтийский судоходный канал

Соединяет Белое море и Онежское озеро с возможностью выхода в Балтийское море. Построен в 1931-1933 гг. в рекордно короткий срок (за год и девять месяцев) руками заключенных ГУЛАГа, которых, по различным оценкам, во время строительства погибло от 27 до 200 тыс. Официальная пропаганда подавала опыт строительства канала как "первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов".

Общая протяженность 227 км. Включает 19 шлюзов. За время строительства были выполнены земляные работы объемом 21 млн. куб. м и пробито 37 км путей через гранитные скалы.

Сооружения канала включают 128 объектов, в том числе 19 шлюзов, 15 плoтин, 19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала и 5 гидроэлектростанций, а также ряд других сооружений.

Пик грузоперевозок по каналу пришелся на 1985 г., когда по нему было перевезено 7,3 млн. т грузов. Такие объемы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась. В 2001 г. по каналу было перевезено 283,4 тыс. т грузов, в 2002 - 314,6 тыс. т.

Волго-Донской судоходный канал

Соединяет реки Волгу и Дон. Сооружение канала началось перед Великой Отечественной войной, но было прервано, а затем продолжено в 1948 г. и окончено в 1952 г. Длина 101 км, из которых 45 км проходят по рекам и водохранилищам. Имеет более 50 инженерных сооружений, в том числе 13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 плотин и дамб.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал (длиной 81 км) при таком же объеме работ строился 34 года, а Суэцкий канал (длиной 164 км) - почти 11 лет. В ходе строительства вынуто 150 млн. куб. м земли и уложено 3 млн. куб. м бетона. В работах задействовано 8 тыс. машин и механизмов. Волго-Донской судоходный канал

За навигацию 2006 г. по каналу перевезено 8,053 млн. т грузов, в том числе 4,137 млн. т нефтепродуктов.

По каналу проходит регулярный туристический водный маршрут Москва - Ростов-на-Дону.

Канал им. Москвы

Соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина - 128 км. Ширина по поверхности - 85 м, по дну - 45 м, глубина - 5,5 м.

Открыт 15 июля 1937 г. как Канал Москва-Волга им.  И.В.Сталина. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев (при строительстве использовался труд заключенных ГУЛАГа). С 1947 г. носит современное название.

В составе канала более 240 различных гидротехнических сооружений. Все шлюзы автоматизированы. Благодаря каналу Москва является портом пяти морей - Балтийского, Белого, Азовского, Каспийского и Черного.

Крупнейшим сооружением канала является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту В.Кринского, А.Рухлядева и др.

Комсомольск-на-Амуре

В августе 1931 г. появились первые приказы Наркомата тяжелой промышленности СССР по вопросам технической подготовки к строительным работам судостроительного завода в районе Хабаровска.

10 мая 1932 г. у села Пермское с пароходов "Колумб", "Коминтерн" и баржи "Клара Цеткин" высадился первый десант строителей города в количестве 600 человек. 19 мая 1932 г. у берегов нанайского стойбища Дземги с парахода "Капитан Карпенко" высадилась группа руководителей самолетостроительного завода и около 100 строителей. В декабре 1932 г. село Пермское было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. Название должно было свидетельствовать о строительстве города комсомольцами, хотя в действительности главной рабочей силой (по некоторым данным, до 70% строителей) были заключенные ГУЛАГа и спецпереселенцы.

12 июня 1933 г. было заложено первое промышленное предприятие - Амурский судостроительный завод (АСЗ). До 1939 г. был построен, среди прочих, авиационный завод (впоследствии Авиационный завод им. Ю.А.Гагарина, АзИГ), в годы Великой Отечественной войны завершилось строительство заводы "Амурсталь", а в послевоенный период возведены предприятия легкой и пищевой промышленности.

С 1950-х гг. на АСЗ осуществляется строительство атомных подводных лодок, эсминцев и сторожевых кораблей (а в 1960-е - 1970-е гг. - и атомных ледоколов), а на авиационном заводе выпускаются серийные сверхзвуковые фронтовые истребителей "Су".

Численность населения города, по данным 2006 г., составила 273,3 тыс. человек.

Дворец Советов

Идея сооружения в Москве - столице первого в мире государства рабочих и крестьян - здания-символа "грядущего торжества коммунизма", появилась уже в 1920-х гг. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 г. Всего было представлено 160 проектов, в том числе 24 - от иностранных участников (в частности, всемирно известных архитекторов Ле Корбюзье, В.Гропиус, Э.Мендельсон). Высшие премии были присуждены советским архитекторам И.Жолтовскому и Б.Иофану и американцу Г.Гамильтону. В дальнейшем за основу был принят проект Б.Иофана, доработанный при участии Я.Белопольского, В.Гельфрейх и В.Пелевин. Автор проекта увенчивающей здание скульптуры В.Ленина - С.Меркулова.

Дворец СоветовВысота сооружения должна была составить 420 м (вместе со статуей В.Ленина, высота которой - 100 м), объем - 7,5 млн. куб. м (для сравнения - объем пирамиды Хеопса равен 2,5 млн. куб м). Для проведения сессий Верховного Совета и прочих официальных мероприятий проектировался зал высотой 100 м, диаметром 160 м и объемом 1 млн. куб. м, рассчитанный на 21 тыс. человек (помимо него, предполагалось сооружение малого зала на 6 тыс. человек). Для облицовки здания требовалось порядка 300 тыс. кв. м гранита. Рядом со зданием было запланировано сооружение стоянки на 5 тыс. автомобилей.

Строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 г., к концу 1939 г. были готовы фундаменты высотной части. В 1941 г. в связи с началом войны строительство было приостановлено и уже не возобновлялось (металлический каркас был демонтирован для нужд фронта). В 1958-1960 гг. котлованы Дворца Советов (диаметром 129,5 м) были использованы для устройства открытого плавательного бассейна "Москва".

Все справки>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала