К материалу Похищены рисунки Чернихова стоимостью в несколько миллионов долларов
Чернихов Яков Георгиевич, русский архитектор и теоретик искусства, мастер архитектурной графики, представитель авангарда.
Родился 17 декабря 1889 года в небольшом провинциальном украинском городке Павлограде Екатеринославской губернии (ныне это Днепропетровская область) в семье, где кроме него было еще 11 детей. Узнав, что родители хотят отдать его в «портретную» работу помощником фотографа, Чернихов убегает из дома и поступает в Одесское Художественное училище - филиал Петербургской Академии Художеств.
В 1914 году Чернихов переезжает в Петербург, где поступает на живописный факультет Академии Художеств и одновременно - на Высшие Императорские Педагогические курсы. В 1916-м он переходит на архитектурный факультет и заканчивает его со званием архитектора-художника.
Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием «архитектора-художника». Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.
Достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах Искусство начертания (1927), Геометрическое черчение (1928), Основы современной архитектуры (ОСА; 1930), Орнамент, Конструкция архитектурных и машинных форм, 2-е, дополненное издание ОСА (все три книги - 1931) и Архитектурные фантазии (1933). Тексты в них сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией. «Везде и всюду заменяйте слово графикой», - этот лозунг звучит уже в первой из его книг.
Создал образный ряд современной архитектуры и предвосхитил компьютерную графику ещё в 30-е годы XX века. То, что было придумано Яковом Черниховым, было или не воплощено, или воплощено очень мало в его время.
По воспоминаниям современников, он обладал необыкновенными способностями, которые бывают у провидцев и людей, ощущающих будущее всем своим существом, живущих не только в нашем сегодняшнем мире, но и в мире прошлого, настоящего и будущего. Он мог предвосхитить, что будет в стране.
Чернихов начинал как абстракционист, как супрематист, обожал беспредметное искусство, в последствии же стал конструктивистом. Он считал, что современная архитектура должна быть красивой, он был архитектором-художником, очень любил свет. Он хорошо чувствовал свою эпоху - эпоху индустриализации, был увлечен машинной архитектурой. Графика была для него средством сочинения. Он начал эксперименты на концепции смены ритма. Асимметричные композиции орнаментов, которые он делал, привели его к пониманию, что именно в этом и состоит стилистическая смена. Он делал свои графические упражнения в плетеных орнаментах. Его рисунок напоминал современную компьютерную графику, настолько точными были его линии. Он создавал архитектурные миниатюры, пытаясь достичь высочайшего выражения фантазий в графике, тех откровений, которые его посещали, и хотел показать, какой красивой могла бы быть архитектура.
Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог - в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу Аристография, демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (цикл обозначен греческим неологизмом, который можно перевести как «изображение лучшего»). Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы Архитектурная романтика, 1930-1944; Старые города, 1933-1943).
Умер Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству возрос в 1980-е годы в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.