МОСКВА, 7 окт — Р-Спорт, Александр Рогулев. Прощание и похороны легендарного полузащитника московского "Спартака" и сборной СССР по футболу Федора Черенкова, скончавшегося в субботу на 56-м году жизни, прошли во вторник в Москве.
Прощание с выдающимся футболистом, которое из-за наплыва людей пришлось продлить на полтора часа, проходило в манеже академии ФК "Спартак", с 2010 года носящей имя Черенкова. В итоге с легендой "красно-белых" простились 13,5 тысячи человек, а похоронен Федор Федорович был на Троекуровском кладбище на западе столицы.
Красно-белая стена
Вряд ли мы пойдем против истины, если скажем: Сокольники такого количества людей не видели очень давно. Особенно если это промозглый, осенний рабочий день, да еще и 10 утра. Увы, но повод был такой же "осенний": в субботу не стало легендарного футболиста и человека Федора Черенкова.
Уже к полудню в районе Сокольников и Преображенки не осталось цветов красного и белого оттенков. Все они образовали "стену" около Черенкова, которая с каждым часом росла вширь и в высоту. Официально церемония должна была начаться в 10 утра, но люди собирались у дверей манежа задолго до ее начала. Показательно: одним из самых первых в живой очереди из болельщиков, занявший, видимо, свое место часов в семь-восемь утра, был человек в шарфе ЦСКА.
"Самое главное, что он был не только выдающимся футболистом, но и удивительным человеком, — сказал о Черенкове глава Олимпийского комитета России Александр Жуков. — Даже те, кто видел Черенкова на фотографии, могут понять, каким он был открытым и честным. Наверное, именно поэтому Черенкова любили не только болельщики "Спартака", но и всего Советского Союза".
13,5 тысячи человек
Первыми же с Черенковым прощались действующие игроки "Спартака", а также приехавшие из сборной России защитник ЦСКА Сергей Игнашевич, форвард "Зенита" Александр Кержаков и новоиспеченный тренер Сергей Семак. Именно им выпало представлять национальную команду на церемонии.
Вместе с ними на прощание приехали как новичок "Спартака" Роман Широков, так и главный тренер команды Мурат Якин. Они оба еще долго стояли в углу манежа, смотря за официальной церемонией. Она должна была закончиться в 12 часов, но людской поток был настолько большим, что организаторы решили задержаться на полтора часа. Всего в манеж в это грустное утро пришли, по оценкам работников "Спартака", порядка 13,5 тысячи человек.
В полном составе легендарного футболиста провожали воспитанники спартаковской академии всех возрастов. Именитых людей было тоже немало: от актеров до политиков. Выбрались в Сокольники почти все ветераны "Спартака" — от Анатолия Исаева до Юрия Ковтуна и Александра Филимонова.
Черенков — потеря для всего мира
Сказать несколько слов о Черенкове хотели многие, но дали слово только некоторым. К микрофону подходили не менее легендарный спартаковец Никита Симонян, генеральный директор "красно-белых" Роман Асхабадзе, президент академии Сергей Родионов, Николай Трубач и даже Владимир Жириновский с Аркадием Дворковичем. Первым добрым словом Черенкова проводил президент РФС Николай Толстых.
"Мне посчастливилось играть на поле против Черенкова в самом начале его карьеры, — сказал глава РФС. — Мы встречались в Тарасовке в матчах дублирующих составов. Получается, видел Федора совсем юным, но уже тогда мы все поражались его гениальности. По своему таланту Черенкова можно сравнить с Гарринчей".
Также Толстых сообщил, что РФС в последние дни получил ряд телеграмм от европейских федераций: вместе с Москвой скорбит весь мир. Знакомые Черенкова в один голос говорили о нем как о святом, безотказном, светлом человеке. Юрий Ковтун сожалел, что играл с легендарным полузащитником только в матчах ветеранов. Андрей Тихонов в свою очередь предположил, что без влияния Федора Федоровича, с которым он на первых порах жил в одном номере, мог бы и ничего не добиться в футболе.
Ушел под аплодисменты
В середине дня траурная процессия перекочевала на запад Москвы — Троекуровское кладбище. Черенков был похоронен в новой части, где на сегодняшний день почти нет могил. От этого зеленое поле, где хоронили Черенкова, сильно смахивало на футбольное. Понятно, что на похороны приехало значительно меньше людей, чем на прощание. Зато среди скорбящих был владелец "Спартака" Леонид Федун.
"Какое-то проклятье лежит на русском футболе, на самых великих спортсменах, — рассуждал Федун в окружении журналистов. — Стрельцов, по таланту являвшийся лучшим футболистом в мире, даже выше Пеле, провел лучшие годы в тюрьме. Черенков, который в свое время превосходил всех, страдал от болезни, которая в конце концов его забрала. Тем не менее он сыграл 515 матчей, хотя для других просто жить с такой болезнью тяжело".
Владелец "Спартака" сказал, что клуб сделает все, чтобы увековечить имя Черенкова. "Есть академия его имени, — сказал он. — Международный турнир, который проводится на ее базе, тоже должен получить имя Черенкова. Будет бюст, скорее всего, на территории академии, и памятник у стадиона. Что касается самой арены, то его именем будет названа, скорее всего, южная трибуна".
В четвертом часу дня с Федором Черенковым простились родные и близкие, после чего легенда "Спартака" и всего отечественного футбола под аплодисменты был похоронен.