СОЧИ, 7 фев — РИА Новости. Елена Дьячкова, Ульяна Гребенникова. Ровно за год до старта Олимпийских игр в Сочи агентство "Р-Спорт" рассказывает, на какой стадии находится подготовка к главному зимнему старту четырехлетия, как проходит обкатка спортивных объектов, а также на какой уровень вышла подготовка инфраструктуры города, сколько объектов построено и сколько предстоит еще создать.
Город, построенный заново
В 2007 году, когда Россия получила право провести зимние Игры-2014, на олимпийскую стройку и развитие Сочи как города-курорта планировалось потратить около 320 миллиардов рублей. За шесть лет масштабы инфраструктурной реорганизации и вместе с ними и прогнозируемые затраты выросли в пять раз: на 1 января 2013 года в Олимпиаду уже вложено 1,136 триллиона рублей, а общая планируемая сумма составляет 1,526 триллиона рублей. Затраты инвесторов составили 737 миллиардов рублей, а в целом они превысят 1 триллион.
Большая часть олимпийских расходов пришлась на создание инфраструктуры города, который исторически развивался только как летний курорт. По словам вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, на первом месте по расходам стоит транспортная инфраструктура, на которую пришлось две трети всех затрат. На строительство же самих спортивных объектов пошло всего 200 миллиардов рублей, причем только половина из них — бюджетные средства.
Российская олимпийская стройка опередила вложивший 40 миллиардов долларов в Игры-2008 в Пекине Китай при том, что летняя Олимпиада гораздо затратнее зимней. Что касается предыдущих Белых олимпиад, то вложения в Сочи более чем в десять раз превышают суммы, потраченные Солт-Лейк-Сити (3 миллиарда долларов в 2002 году), Турином (2,7 миллиарда долларов в 2006 году) и Ванкувером (по разным оценкам от 1,7 до 3,4 миллиарда долларов в 2010 году).
Спортивные объекты Олимпиады
За год до начала зимних Олимпийских игр 2014 года практически все спортивные объекты в Сочи готовы к проведению стартов российского и международного уровня, доказательством чему служат многочисленные тестовые состязания нынешнего сезона. Но в различной степени готовности находится все то, что сопутствует любому спортивному объекту: подъездные дороги, пресс-центры, трибуны.
Прибрежный кластер
Самым беспроблемным, наверное, можно назвать прибрежный кластер. Все арены, кроме стадиона «Фишт», находящегося в стадии строительства, готовы, большая их часть уже протестирована российскими спортсменами, а часть — и иностранными.
Наиболее активно использовался дворец «Айсберг», где во время Олимпиады будут проходить соревнования по фигурному катанию и шорт-треку. Перед Новым годом здесь прошли Финал Гран-при и чемпионат России по фигурному катанию. Шорт-трекисты также провели здесь первенство России, а 1-3 февраля «Айсберг» впервые в истории принял этап Кубка мира по этому виду спорта.
Арена сдана в эксплуатацию, а все проблемы, возникающие по ходу стартов, руководство «Айсберга» готово обсуждать со спортсменами. Поначалу атлеты жаловались на запах краски, а также недоделки, но этот этап уже позади. Над качеством льда, к которому также были претензии, идет постоянная работа. «Айсберг» — один из немногих объектов, уже протестированных и зрителями — болельщики могли приобрести билеты на Финал Гран-при по фигурному катанию и этап Кубка мира по шорт-треку.
В конькобежную «Адлер-Арену», где в декабре прошли первые соревнования — чемпионат России в многоборье — зрителей пока не пускали, но сам дворец также уже сдан в эксплуатацию — готовы и каток, и помещения для тренировок, и зрительские трибуны, и фойе. Рядом с ареной есть тренировочный каток, который уже также построен и готов к использованию. Участники соревнований, по их словам, остались довольны всем за исключением льда, но и в этом случае пока есть время, чтобы поработать над его качеством — над этим вопросом трудятся отечественные и иностранные айсмейкеры. В марте здесь пройдет чемпионат мира по конькобежному спорту, билеты на который сможет приобрести любой желающий.
В Олимпийском парке возведены две хоккейные арены — Большой и Малый дворцы. Первым тестовым мероприятием здесь станет чемпионат России по следж-хоккею, который стартует в начале марта. А уже в апреле хоккейные дворцы ждут первые международные соревнования — чемпионат мира среди юниоров.
В декабре 2012 года в «Большом» впервые был наморожен лед. На арене даже уже прошел первый хоккейный матч. Символическую шайбу в товарищеской встрече разыграли строители стадиона, а присутствовать на игре смогли их коллеги, друзья и родные — в общей сложности несколько сотен зрителей. 7 февраля именно в «Большом» пройдет официальная церемония празднования года до старта Олимпийских игр.
Арена для керлинга «Ледяной куб» еще не провела ни одного тестового соревнования, но, как заверили «Р-Спорт» в «Олимпстрое», полностью построена. Оценить готовность арены на днях приедет официальная комиссия Международной федерации керлинга во главе с ее президентом. Уже с 16 по 23 февраля в «Ледяном кубе» пройдет чемпионат мира среди инвалидов, а по его окончании стартует следующее мировое первенство — юниорское.
Единственный объект в Олимпийском парке, который находится в стадии активного строительства, — стадион «Фишт», где пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Но никакого опоздания с его возведением нет — арена должна быть построена по плану к осени 2013 года.
Естественно, пока нельзя говорить о готовности самого Олимпийского парка. Вокруг объектов территория благоустроена, дороги заасфальтированы, кое-где даже уже высажены деревья. Работа не останавливается, но пока парк больше похож на огромную стройплощадку, по которой снуют самосвалы. К осени 2013 года будет завершено озеленение территории, и Олимпийский парк станет похож на настоящий парк — здесь планируется высадка более 27 тысяч ценных декоративных древесно-кустарниковых растений, состав которых подобран в соответствии с рекомендациями Минприроды России.
Горный кластер
Если в прибрежном кластере все спортивные объекты объединены в Олимпийском парке, то в горном они рассредоточены в окрестностях Красной Поляны. Все они пригодны для проведения тестовых соревнований. Как пояснили «Р-Спорт» в «Олимпстрое», в том, что касается объектов горного кластера, нет термина «сдача в эксплуатацию всего объекта разом», он сдается частями по мере их готовности. Сами спортивные площадки, где могут проводиться соревнования, готовы, теперь благоустраивается территория вокруг объектов, достраиваются необходимые здания, трибуны и подъездные дороги.
Некоторые мероприятия, такие, как, к примеру, этапы Кубка мира по лыжным гонкам и двоеборью, в минувшие выходные уже смогли посетить зрители. В феврале состоятся этапы Кубка мира по бобслею и скелетону, а также санному спорту, на которые можно будет приобрести входные билеты. В марте в Сочи на этап КМ приедет элита мирового биатлона, и эти соревнования также будут открытыми для болельщиков.
Организаторы соревнований в горном кластере уже столкнулись с капризами погоды — к примеру, во время этапа Кубка России по сноуборду и фристайлу пришлось отменить состязания в ряде дисциплин. Одной из причин такого решения стала теплая погода, установившаяся в горах — для сооружения трасс оказалось попросту недостаточно снега. Кроме того, спортсменам часто мешал сильный туман — из-за него, в частности, не смогли в установленный срок выйти на старт фристайлисты в слоуп-стайле.
Как говорят местные жители, в Сочи за теплой зимой следует холодная, но организаторы Олимпиады не собираются полагаться на народные приметы. Как заявил «Р-Спорт» глава оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко, уже отрабатываются варианты работы в возможных нештатных ситуациях. «Мы перешли к режиму работы подготовки к Играм, когда все функции оргкомитета развернуты, когда отрабатывается готовность к различным нештатным ситуациям — от сходов лавин до отключения электричества и инцидентов на дорогах», — сказал он.
«Чем больше проблем будет выявлено сейчас, тем легче и радостнее пройдут Игры, — отметил глава оргкомитета. — Нужно иметь в виду опыт Лондона, где было уделено достаточно внимания тренировкам операционной готовности. Тренируя разрешение различных нештатных ситуаций, англичане на Играх 2012 года не получили практически ни одной такой ситуации».
Чернышенко добавил, что «зимние Игры сложнее летних из-за погоды, а Сочи находится в достаточно турбулентном с этой точки зрения месте». «Солнце сменяется дождем, дождь — снегопадом. Но мы готовы», — резюмировал он.
Городская инфраструктура
Сочинцы пережили самые тяжелые годы масштабной всероссийской подготовки к Олимпиаде, которая на время превратила курорт в стройплощадку. И хотя говорить о полном завершении строительства спортивных, инфраструктурных объектов еще рано, основная работа строителей уже выполнена. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Козака, в 2013 году останется достроить только масштабные объекты транспортной инфраструктуры и гостиницы. Это по большому счету. Если же говорить обо всех пунктах олимпийской программы, то завершать работы предстоит еще ряду направлений.
Транспорт
Козак отметил, что центральное место в подготовке Сочи к проведению Игр занимает модернизация транспортной инфраструктуры. На это направляются две трети бюджетных инвестиций, и строится 46 объектов. Уже к середине 2013 года после введения в эксплуатацию основных строящихся развязок и магистралей курорта планируется, что пропускная способность дорожной сети Сочи увеличится в 2,7 раза.
Основным объектом транспортного строительства в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года стала автомагистраль-дублер Курортного проспекта. Трасса обеспечит связь между Большим Сочи и районами горного кластера. В состав дублера входят семь транспортных развязок, обеспечивающих доступность основных микрорайонов города. Вся дорога разбита на три очереди, которые имеют самостоятельные возможности строительства. Уже введены четыре автомобильные развязки: "Стадион", "Адлерское кольцо" и "Краснодарское кольцо", а также развязка на пересечении улиц Гагарина и Донская. В начале января было завершено строительство первой очереди длиной в 5,7 км и открыто автомобильное движение на ней. Планируется, что вся магистраль будет введена в эксплуатацию до конца 2013 года. Всего же по итогам строительства к концу 2013 года на курорте должно появиться 40 километров трасс.
Уже в конце 2012 года жители столкнулись с постепенным изменением транспортной логистики. По задумке австрийских ученых, занимавшихся этим вопросом, в Сочи появится несколько колец движения общественного транспорта. В основном — в Центральном районе города, где будет самое большое кольцо. Все автобусы пустят строго по расписанию, а об их приближении пассажирам будут сообщать информационные табло. Главная идея проекта новой логистики курорта — приоритет движению пешеходов. При этом уже к середине 2013 года въезд в центр города для частного транспорта будет ограничен. В полном объеме новая схема заработает в конце 2013 года.
Предусмотрено новой схемой и то, что основным городским средством передвижения станет железнодорожный транспорт. Власти Сочи уже занялись проработкой тарифной политики с РЖД и компаниями-перевозчиками. Предполагается, что по железной дороге в Сочи будут курсировать современные электропоезда. Автобусы и маршрутки будут довозить пассажиров до остановочных пунктов, где можно будет пересесть на поезд и уже на нем добраться до нужного места. По информации администрации Сочи, это будет первый подобный проект в России. Его запуск намечен на 2013 год. Так, уже функционирует железнодорожная ветка от вокзала в Адлере до аэропорта, и теперь пассажиры могут добраться из центра Сочи в аэропорт, как в Москве, на «Аэроэкспрессе», минуя пробки.
Всего же РЖД ведет строительство шести объектов в Сочи в рамках подготовки к Играм 2014 года. Создаются грузовые дворы, строятся двупутные вставки для усиления железной дороги на участке Туапсе — Сочи, создаются пассажирские терминалы в Сочи, Дагомысе, Мацесте и Хосте, строится спальный корпус в санатории «Мыс Видный». Главный проект РЖД — создание совмещенной авто- и железной дороги «Адлер — Альпика-Сервис». Новая дорога протяженностью 48 километров соединит Адлер, Олимпийский парк и Красную Поляну. Максимальный пассажиропоток на железной дороге составит 8,5 тысяч пассажиров в час, а по автомобильной дороге — 11,5 тысяч. Поездка до конечной станции в горах займет около получаса. Ввод дороги в эксплуатацию запланирован на апрель 2013 года. Общая стоимость строительства составит около 240,1 миллиарда рублей.
Еще одним городским видом транспорта должно стать морское сообщение. В рамках олимпийской программы в Сочи ведется строительство и реконструкция морского порта, а также создание 8 портопунктов по побережью города. Завершатся все работы в конце 2013 года. Тогда морское такси свяжет все районы курорта, будет расширено международное сообщение и начнет развиваться яхтенное направление. Так, в порту, рассчитанном на 4,5 тысячи пассажиров в день, появится марина на 200 яхт с технической зоной. Второй мариной станет переделанный после завершения строительства олимпийских объектов грузовой порт в Имеретинской низменности.
Полный текст статьи читайте на сайте Р-Спорт Группы РИА Новости