Астрономы впервые нашли сложную органику у рождающихся планет - РИА Новости, 08.04.2015

Астрономы впервые нашли сложную органику у рождающихся планет

© Фото : B. Saxton (NRAO/AUI/NSF)Так художник представил себе протопланетный диск у звезды MWC 480 и молекулы метилцианида в ней
Радиотелескоп ALMA помог ученым обнаружить в окрестностях новорожденной звезды в созвездии Возничего протопланетный диск, содержащий в себе множество сложных азотистых органических молекул, похожих по составу на те, которые можно найти в кометах Солнечной системы.

МОСКВА, 8 апр – РИА Новости. Радиотелескоп ALMA помог ученым обнаружить в окрестностях новорожденной звезды в созвездии Возничего протопланетный диск, содержащий в себе множество сложных азотистых органических молекул, похожих по составу на те, которые можно найти в кометах Солнечной системы, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Наблюдения за экзопланетами показали, что наша Солнечная система не является уникальной в том, что в ней существуют каменистые планеты и содержится много воды. Теперь мы знаем, что мы не являемся уникальными и в контексте органической химии. В очередной раз нам удалось выяснить, что Земля не является столь уникальной, как мы думали. С точки зрения поиска жизни во Вселенной, это очень хорошая новость", — заявила Кэрин Оберг (Karin Oberg) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра в Кембридже (США).

Оберг и ее коллеги впервые в истории астрономии нашли формирующиеся планеты, окруженные сложной органикой, наблюдая за солнцеподобным светилом MWC 480, расположенным в 455 световых годах от Земли в сторону созвездия Возничего.

Данная звезда родилась совсем недавно по космическим меркам – всего миллион лет назад, и ее до сих пор окружает холодный и достаточно "рыхлый" протопланетный диск, где только начинают формироваться протопланетные тела. Этот диск почти не излучает света или тепла, из-за чего он остается для большинства телескопов, кроме мощнейших миллиметровых радиотелескопов, таких как ALMA в пустыне Атакама.

Используя эту обсерваторию, группа Оберг смогла заглянуть внутрь этого "бублика" из газа и пыли и найти в нем целый ряд органических молекул, в том числе и сложную органику. Главным их открытием стало обнаружение метилцианида – соединения метана и циановой кислоты.
Дело в том, что эти сложные молекулы раньше находили только в недрах комет Солнечной системы и планетологи давно считают их "заготовками" для сборки аминокислот – базовых кирпичиков, из которых состоят белки во всех живых клетках.

Что самое интересное, концентрация метилцианида и других соединений азота в протопланетном диске MWC 480 практически полностью совпадает с их долями в материи комет. Кроме того, они были найдены на поверхности зерен пыли и льда в той же части "бублика", где формировались кометы в Солнечной системе.

Это означает, как считает Оберг, что экзопланеты могут формироваться в тех же самых химических условиях, в которых родилась Земля. Это создает все условия для зарождения жизни на их поверхности. В ближайшее время Оберг и ее коллеги попытаются заглянуть внутрь других новорожденных протопланетных дисков при помощи ALMA. Эти наблюдения, как надеются планетологи, помогут им понять, насколько часто встречается органика в "роддомах" экзопланет.