Японцы намерены первыми в мире зафиксировать зарождение "черных дыр" - РИА Новости, 04.07.2014

Японцы намерены первыми в мире зафиксировать зарождение "черных дыр"

© NASA/Dana Berry/SkyWorks DigitalЧерная дыра в центре Галактики. Архивное фото
Черная дыра в центре Галактики. Архивное фото
Для обнаружения гравитационных волн, которые возникают при рождении "черных дыр", в горах префектуры Гифу созданы два подземных тоннеля L-образной формы на глубине 200 метров. В них начато размещение оборудования, так называемого гравитационного телескопа - KAGRA.

ТОКИО, 4 июл — РИА Новости, Ксения Нака. Японские ученые в конце будущего года первыми в мире смогут зафиксировать гравитационную волну и зарождение "черных дыр", сообщила телекомпания NHK.

Гравитационная волна, существование которой теоретически обосновал Альберт Эйнштейн в общей теории относительности, — это колебания пространства, возникающие при изменениях гравитирующего тела; например, при коллапсе массивных звезд и рождении "черных дыр" гравитационные волны расходятся от места взрыва. Однако зарегистрировать гравитационную волу ученым до сих пор не удавалось за счет ее чрезвычайно малой величины — например, при коллапсе звезды за пределами нашей галактики размер колебаний на таком расстоянии, как от Солнца до Земли (150 миллионов километров), равен размеру одного атома водорода.

Для обнаружения гравитационных волн в горах префектуры Гифу созданы два подземных тоннеля L-образной формы на глубине 200 метров. Длина тоннелей составляет три километра. В них начато размещение оборудования, так называемого гравитационного телескопа — KAGRA. Для обнаружения гравитационной волны по трубам с вакуумом будет направлен лазерный луч, время движения которого при отсутствии волны будет неизменным, а при малейших колебаниях пространства из-за возникновения в космосе гравитационной волны удлиняться или сокращаться.

"Если мы сможем успешно зафиксировать гравитационную волну, мы сумеем отследить и появление "черных дыр" — то, что до сих пор было невозможно. Мы обязательно хотим стать первыми в мире, кому это удалось", — сказал телекомпании руководитель проекта профессор Такааки Кадзита из лаборатории космических лучей Токийского университета.

Ученые планируют начать эксперименты в конце следующего года.