Ученые: космические "ДТП" были главным способом роста ранних галактик - РИА Новости, 29.01.2014

Ученые: космические "ДТП" были главным способом роста ранних галактик

© NASA / NASA/CXC/IfA/STScI/IfA/C. Ma et alСтолкновение скоплений галактик
Столкновение скоплений галактик
Гигантские галактики, существовавшие в первые эпохи жизни Вселенной, приобрели свои размеры не в результате активного накопления газа, а серий катастрофических столкновений и слияний с другими аналогичными объектами, что считалось маловероятным ранее.

МОСКВА, 29 янв — РИА Новости. Гигантские галактики, существовавшие в первые эпохи жизни Вселенной, приобрели свои размеры не в результате активного накопления газа, а серий катастрофических столкновений и слияний с другими аналогичными объектами, что считалось маловероятным ранее, говорится в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Галактика Андромеды. Снимок сделан телескопом Гершель. Архивное фото
Астрономы собрали крупнейший каталог галактик во Вселенной
"Нас крайне удивило то, что в тот момент, когда возраст Вселенной составлял всего 3 миллиарда лет, уже существовали галактики, не уступавшие по своим размерам крупнейшим галактикам современности. Еще более интересным было то, что звезды в этих галактиках были сосредоточены очень "кучно", из-за чего они занимали в три раза меньше места, чем их современные "кузены". И самым загадочным было то, что эти галактики уже были "мертвы" — в них давно прекратилось формирование новых звезд", — заявил Сун Тофт из университета Копенгагена (Дания).

Тофт и его коллеги изучали свойства относительно небольших и сверхактивных галактик в юной Вселенной по данным, собранным различными субмиллиметровыми радиотелескопами мира. Как объясняют ученые, эти телескопы лучше всего подходят для оценки темпов звездообразования, так как они "настроены" именно на тот диапазон волн, в котором излучают "звездные ясли".

Космический телескоп Планк, архивное фото
Семь главных открытий 2013 года в астрофизике
Авторам статьи удалось найти около десятка таких молодых галактик, существовавших в первые два миллиона лет жизни Вселенной, и подробно изучить их свойства и состав, а также оценить массу свободного газа и пыли. Большая масса газа натолкнула астрономов на мысль, что слияния и столкновения подобных галактик могли порождать сверхмассивные "мертвые" галактики.

Они проверили эту гипотезу при помощи математической модели, описывающей серию столкновений между небольшими галактиками. По их расчетам, подобный сценарий рождения крупных галактик является более реалистичным и правдоподобным, чем постепенное накопление газа отдельными галактиками. Данный вывод, как отмечают ученые, говорит о необходимости пересмотра теорий, описывающих юность Вселенной.