Астрономы научились "видеть" черные дыры сквозь плотные облака пыли - РИА Новости, 29.01.2014

Астрономы научились "видеть" черные дыры сквозь плотные облака пыли

© Фото : NAOJГалактика с активным ядром
Галактика с активным ядром
Астрономы разработали и применили методику, которая позволит изучать сверхмассивные черные дыры, "спрятанные" за плотными завесами межзвездного газа и пыли.

МОСКВА, 29 янв — РИА Новости. Астрономы разработали и применили методику, которая позволит изучать сверхмассивные черные дыры, "спрятанные" за плотными завесами межзвездного газа и пыли, говорится в статье японских ученых, опубликованной в Astrophysical Journal.

Черная дыра, архивное фото
Стивен Хокинг заявил, что "классических" черных дыр не существует
Считается, что в центре каждой галактики находится источник мощнейшего радиоизлучения, который, вероятно, является сверхмассивной черной дырой. Однако при помощи наблюдений подобные объекты удается обнаружить далеко не всегда. Отчасти это связано с тем, что излучение сверхмассивных черных дыр трудно отличить от излучения новорожденных звездообразований, а также с тем, что объекты скрыты от наблюдателя облаками межзвездного газа и пыли.

Группе под руководством Масатоши Иманиши (Masatoshi Imanishi) из японской Национальной астрономической обсерватории (NAOJ) удалось разработать метод, который позволил телескопу IRCS не только отличить излучение сверхмассивных черных дыр от излучения новорожденных звезд, но и "увидеть" их сквозь плотные облака пыли и газа.

© NAOJИнфракрасные снимки галактик, на которых видны признаки присутствия сверхмассивных черных дыр, в частности, выбросы вещества

Лучше всего сверхмассивные черные дыры "видны", когда на них падает вещество (процесс аккреции). Некоторые галактики даже называют "активными" из-за специфического интенсивного излучения, которое, вероятно, вырабатывается во время аккреции на поверхность сверхмассивной черной дыры. Ученые сделали инфракрасные снимки 29 насыщенных газом сливающихся галактик в недоступных глазу волновых диапазонах, чувствительных к излучению активных галактик (с длиной волны 2,2 и 3,8 микрона). В 28 случаях им удалось запечатлеть излучение активного ядра галактики, отделив его от других источников.

Черная дыра в галактике Вертушка
Слишком легкая и яркая черная дыра "не вписалась" в теории астрономов
Ученые, однако, отмечают, что лишь в 4 случаях из 29 активные ядра наблюдались у обеих сливающихся галактик. Это позволило ученым предположить, что активность сверхмассивной черной дыры зависит не от общих характеристик галактики, а от непосредственного окружения самой черной дыры.