slide

Телескоп "Хаббл" нашел воду в атмосферах пяти экзопланет

Восход светила над горизонтом экзопланеты
Ученые нашли воду в атмосферах планет WASP-17b, HD209458b, WASP-12b, WASP-19b and XO-1b. Все они - "горячие юпитеры", планеты-гиганты, обращающиеся в непосредственной близости от своих звезд.

МОСКВА, 3 дек — РИА Новости. Астрономы с помощью космического телескопа "Хаббл" обнаружили признаки водяного пара в атмосферах пяти экзопланет, сообщает НАСА.

Ученые нашли воду в атмосферах планет WASP-17b, HD209458b, WASP-12b, WASP-19b and XO-1b. Все они — "горячие юпитеры", планеты-гиганты, обращающиеся в непосредственной близости от своих звезд. Астрономы использовали инфракрасные снимки широкоугольной камеры "Хаббла" WFC3. Когда планета оказывается с точки зрения "Хаббла" перед своей звездой, часть излучения звезды поглощается, а часть — проходит дальше в зависимости от состава атмосферы. Анализируя особенности поглощения излучения атмосферами экзопланеты, астрономы установили, что в них есть водяной пар.

"Мы уверены, что нашли следы воды на нескольких планетах. Эта работа открывает возможность для сравнения количества воды в атмосферах разных видов экзопланет, например, более и менее горячих", — пояснил Ави Мэнделл (Avi Mandell) из Центра НАСА имени Годдарда.

Данные по планетам были разными, так, сигналы от WASP-17b — планеты с наиболее плотной атмосферой — и HD209458b были наиболее сильными. Однако в атмосферах всех пяти планет водяной пар наблюдался не так отчетливо, как предполагали ученые. Они полагают, что наблюдениям мешает атмосферная дымка или пыль. Дымка снижает интенсивность всех сигналов, идущих от атмосферы, точно так же как туман на фотографии приглушает цвета.

Поглощение излучения в атмосфере экзопланеты

Воду в атмосферах экзопланет астрономы находили и раньше, однако результаты этих двух исследований позволяют впервые измерить и сравнить характер поглощения излучения и сигнала от нескольких экзопланет, подчеркивается в сообщении.

Данные по планетам WASP-12b, WASP-17b и WASP-19b были получены группой ученых под руководством Мэнделла, а по HD209458b и XO-1b — группой Дрейка Деминга (Drake Deming) из университета Мэриленда. Обе работы являются частью исследования атмосфер экзопланет, проводимого Демингом. Результаты ученых были опубликованы в двух статьях в Astrophysical Journal.

Читайте также: как сделать женщину привлекательнее для возлюбленного, где обитают кошки неизвестного ранее вида, сказывается ли сексуальный "голод" на длительности жизни и многое другое — в свежем выпуске рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.

• Красота!
    Я счастлив жить, именно в это время. И я верю в чудо.
    Осталось подождать, еще немного...
    04.12.2013
  • А теперь «небольшие» уточнения.
    Начну с того, что представленные снимки вводят в заблуждение. Из снимков видно, что планета значительно превосходит по размерам звезду, что не может соответствовать действительности. Возьмите самую большую планету солнечной системы и сравните ее с размерами Солнца – вы увидите, какую часть светового потока от нашей звезды перекроет такая планета. Она значительно меньше единицы.
    Теперь подсчитайте площадь сечения атмосферы такой планеты и сравните ее с площадью сечения самой планеты – вы увидите, какая часть светового потока перекрываемого планетой проходит через ее атмосферу. И она тоже значительно меньше единицы.
    Но атмосфера планеты не однородна – основная ее масса сосредоточена в слое толщиной в несколько десятков километров прилегающем к планете. Так что световой поток от такого затенения будет еще в несколько раз меньше.
    И наконец, атмосфера планеты не может состоять из одной воды – в ней всегда присутствуют и другие газы. Посмотрите процент воды в атмосфере нашей планета или других планет солнечной системы. Так что полученную величину светового потока надо еще уменьшить на несколько порядков.
    Перемножим все эти параметры уменьшения светового потока, и мы получим величину мало чем отличающуюся от нуля. А теперь умножим ее на световой поток звезды и мы получим то, что мы должны были обнаружить. Сравним ее с абсолютной погрешностью измерения светового потока звезды, и мы увидим, как надо относиться к «таким открытиям».
    Астрономы часто выдают желаемое за наблюдаемое. – Проверить достоверность их утверждений человечество пока не в состоянии. На пути света от звезды к нам вполне могли быть и молекулы воды.
    05.12.2013
  • Владимир Горунович, слово «перспектива» вам знакомо?
    05.12.2013
  • Если Вы прочитаете определения «перспективы» из Википедии, то вы обнаружите его явное нарушение в первом рисунке. То, что изображено на данном рисунке, можно наблюдать, только находясь на одном из спутников этой планеты или в космическом аппарате на ее орбите.
    А то, что может увидеть телескоп Хаббл, находясь на орбите нашей планеты, я показал, как это легко подсчитать, но раз уж меня вынудили вернуться к данному вопросу – мне не трудно и подсчитать самому.
    Расчет будем вести на примере нашей солнечной системы, поскольку экспериментальные данные об экзо планетах и их звездах отсутствуют.
    Средний радиус Солнца составляет 696000 км.
    Наибольшей планетой солнечной системы является Юпитер, его радиус 69911 км и он, проходя по диску Солнца, может перекрывать 0,01009 величины светового потока. Но это планета газовый гигант. Находясь рядом со звездой на расстояниях, как у Меркурия, она будет постепенно терять свою атмосферу и останется твердое ядро с радиусом около 10000 км (перекрывающее 0,0002 величины светового потока) и разряженной атмосферой.
    А твердотельная планета с атмосферой, такая как наша Земля, действительно имеющая воду на поверхности и в атмосфере, перекрывает всего лишь 0,0000838 величины светового потока звезды. Но нас интересует только та часть атмосферы Земли, в которой сосредоточено 99% воды – это тропосфера и ее толщина равна 8-10 км. Эта тропосфера перекрывает всего лишь 0,0028 от светового потока перекрываемого самой Землей.
    В атмосфере Земли в среднем содержится 1% паров воды – это даст еще один множитель в 0,01.
    Перемножим все множители, и мы получим:
    0,0000838×0,0028×0,01=0,00000000237
    Желающие могут повторить вычисления для Венеры и убедиться, что результат будет еще ниже.
    Подведем итог: утверждения о том, что телескопу Хаббл удалось зарегистрировать падения светового потока на 0,00000000237 его величины в полосе спектра, соответствующего поглощению паров воды и времени, соответствующему прохождению планеты по диску звезды – у меня вызывают только улыбку. Господа «астрономы», спасибо за то, что нас развеселили.
    06.12.2013