НАСА: телескоп "Чандра" разглядел джеты в центре Галактики - РИА Новости, 22.11.2013

НАСА: телескоп "Чандра" разглядел джеты в центре Галактики

© Фото : NASA/CXC/UCLA/Z.Li et alРентгеновский телескоп «Чандра» и радиоастрономическая обсерватория Very Large Array сделали снимки сверхмассивной черной дыры Стрелец А* (Sgr A*),
Благодаря этому открытию, сделанному с помощью орбитального телескопа "Чандра", ученые определили, что наша звездная система в недавнем прошлом не сталкивалась с другими большими галактиками.

МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости. Орбитальный телескоп "Чандра" и радиоастрономическая обсерватория VLA впервые смогли увидеть джеты, исходящие от сверхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики, благодаря чему ученые определили, что наша звездная система в недавнем прошлом не сталкивалась с другими большими галактиками, сообщает НАСА.

Астрономы наблюдали в области, окружающей черную дыру в центре Галактики, две ярких вспышки, случившихся за последние несколько сотен лет
Астрономы увидели эхо двух вспышек у черной дыры в центре Галактики
Джеты, струи частиц высокой энергии и электромагнитного излучения, ученые находили по всей Вселенной — их испускают молодые звезды и черные дыры. В центре нашей Галактики находится сверхмассивная черная дыра Стрелец А* (Sgr A*) — она примерно в четыре миллиона раз тяжелее Солнца и расположена на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли. Ученые ранее предполагали, что и она испускает джеты, но увидеть их, как и саму черную дыру, им не позволяли газопылевые облака, "загораживающие" центр Галактики.

"Рассмотреть" джеты Sgr A* помог рентгеновский телескоп "Чандра": ученые сопоставили 17 снимков черной дыры, сделанных с 1999 по 2011 годы. Так они увидели джеты, направление которых оказалось параллельно оси вращения Галактики. А так как в теории направление джетов совпадает и с осью вращения черной дыры, астрономы сделали вывод, что оси Sgr A* и нашей звездной системы совпадают. Между тем если бы наша Галактика сталкивалась с другими в недавнем прошлом, а черные дыры в их центре слились бы с Sgr A*, струи могли бы указывать в любом направлении.

Рентгеновский снимок центра Туманности Андромеды, на котором отмечены черные дыры
Астрономы нашли в соседней галактике "россыпь" черных дыр
Также ученые заметили, что джеты, выбрасываемые Sgr A*, попадают в горячий газ вокруг нее — так появляется рентгеновское излучение и ударная волна. Сейчас джеты Sgr A* довольно слабые, так как сама черная дыра поглощает мало объектов. "Мы знаем, что эта гигантская черная дыра раньше активнее поглощала окружающее вещество. Когда она вновь "расшевелится", джеты могут стать существенно ярче", — говорит соавтор исследования, Фредерик Баганофф из Массачучетского технологического университета, слова которого приводятся в сообщении.

Полностью исследование опубликовано в Astrophysical Journal.

Как отбирали добровольцев для первого полета в космос, что сказал землянам Юрий Гагарин перед полетом, какие испытания проходила Валентина Терешкова и как прыгал на Луне Нил Армстронг — проследите первые шаги человечества в космос на кадрах архивной видеохроники. Смотрите подробнее в материале "Космос: уникальные видеокадры освоения вселенной".