Астрономы обнаружили самую далекую гравитационную линзу - РИА Новости, 18.10.2013

Астрономы обнаружили самую далекую гравитационную линзу

© NASA / ESA, CANDELS, COSMOSГравитационная линза J1000+0221 на снимке с телескопа "Хаббл"
Гравитационная линза J1000+0221 на снимке с телескопа Хаббл
Исследователи рассчитывают, что в ходе дальнейшего изучения этого и других объектов они смогут понять, что ускоряло трансформацию скоплений материи в первые светила Вселенной.

МОСКВА, 18 окт — РИА Новости. Астрономы обнаружили самую далекую гравитационную линзу и с ее помощью разглядели еще более далекую галактику-"акселерата", говорится в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

Арьен ван дер Вель (Arjen van der Wel) и его коллеги работают в рамках международных проектов CANDELS и COSMOS, в котором ученые изучают самые далекие и древние галактики. В 2011 году они сделали громкое открытие: обнаружили 69 молодых карликовых галактик в двух областях неба, известных под названиями GOODS и UKIDSS. Большинство из этих объектов удалены от нас на расстояние в 9 миллиардов световых лет, что приближает их к времени "юности" и "детства" Вселенной. В этой космической колыбельной звездообразование проходило гораздо быстрей, чем предсказывает теория, в среднем за 10 миллионов лет.

Вель обратил внимание на необычную галактику. Выяснилось, что она находится дальше, чем считалось, а приближала ее гравитационная линза — массивный объект, в поле тяготения которого лучи света могут отклоняться. В роли линзы выступила случайно обнаруженная "четырехугольная" галактика J1000+0221.

"Ее красное смещение — 1,53 (что соответствует расстоянию около 9,4 миллиарда световых лет) — делает эту галактику самой далекой линзой, открытой к настоящему времени", — говорится в статье. С помощью этой линзы ученые смогли обнаружить далекую галактику, зародившуюся одной из первых во Вселенной. Звезды в ней сформировались необычайно быстро, примерно за 10-40 миллионов лет.

Однако по представлениям современных астрофизиков, подобные явления во вселенной — чрезвычайная редкость. Учитывая это открытие и другие недавние находки, исследователи сделали вывод, что либо им очень сильно повезло, либо количество малых карликовых молодых галактик и скорость их формирования в ранней Вселенной отличается от теоретических предсказаний.

Исследователи рассчитывают, что в ходе дальнейшего изучения этого и других объектов они смогут понять, что ускоряло трансформацию скоплений материи в первые светила Вселенной.