5 причин "играть" в Марс на Земле: смоделировать и приблизить будущее - РИА Новости, 11.10.2013

5 причин "играть" в Марс на Земле: смоделировать и приблизить будущее

© Фото : ИМБПУчастник проекта Марс-500, архивное фото
Участник проекта Марс-500, архивное фото
Прежде чем добраться до Марса, космонавтам предстоит провести восемь месяцев в замкнутом пространстве космического корабля, а потом еще столько же - на обратном пути к Земле.

МОСКВА, 11 окт — РИА Новости. Люди отправятся на Марс не раньше, чем через 20 лет, однако уже много лет ученые, инженеры и просто энтузиасты космоса участвуют в проектах по моделированию марсианской экспедиции на Земле.

Участник проекта "Марс-500", сотрудник Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Александр Смолеевский и Николай Дзись-Войнаровский, лидер первой российской команды, побывавшей на Марсианской пустынной исследовательской станции в американском штате Юта, рассказали РИА Новости о причинах, которые заставляют людей "играть" в Марс, и о том, когда человечество сможет в реальности добраться до самой похожей на Землю планеты Солнечной системы.

© Фото : Российская команда MDRS-129Работа на Марсианской пустынной станции MDRS в штате Юта
Работа на Марсианской пустынной станции MDRS в штате Юта

Перессорятся ли люди в полете к Марсу?

Прежде чем добраться до Марса, космонавтам предстоит провести восемь месяцев в замкнутом пространстве космического корабля, а потом еще столько же — на обратном пути к Земле. Чтобы проверить, смогут ли люди перенести эту долгую изоляцию, в 2010-2011 годах в ИМБП провели эксперимент по 520-суточной имитации полета на Красную планету.

Участники эксперимента по имитации полета на Марс с 520-суточной изоляцией
Эксперимент "Марс-500" успешно завершен
"Мы находились в более жесткой изоляции, чем даже космонавты на МКС", — говорит Смолеевский, отвечая на вопрос, зачем нужен был эксперимент на Земле, когда "настоящие" космонавты находятся в "настоящих" космических условиях по полгода.

Обитатели МКС находятся практически в "тепличных" условиях: на станцию регулярно доставляются необходимые материалы, им могут привозить книги, письма. Даже если у космонавта вдруг изменится вкус и он захочет другую пищу, ему могут доставить ее с Земли. "В "Марсе-500" все с самого начала загружалось на полтора года. И продукты питания, и одежда и моющие средства, и расходные материалы на весь цикл", — говорит Смолеевский.

Космонавты на орбите могут связаться с Землей и в режиме онлайн получить ответы. "А мы отправляли вопрос, он 20 минут шел, земля его обдумывала, еще 20 минут шел ответ, где-то через час приходил ответ — так моделировалась задержка связи на межпланетных расстояниях", — говорит он.

Ученые пытались понять, какие психологические изменения произойдут у шестерых "марсонавтов".

"Оказалось, что в изоляции у человека снижается потребность в общении, снижается число контактов с внешним миром. У нас была возможность два раза в неделю отправлять письма родственником. И в ходе эксперимента стало видно, что все меньше круг людей вне корабля, с которыми общаются, все меньше сообщений", — сказал Смолеевский.

"Когда была ситуация полного прекращения общения, выяснилось, что никакого серьезного дискомфорта мы не испытывали", — добавил он.

Рецепт для предотвращения ссор внутри "корабля" оказался очень простым. "Нужно решить, что все враги, все виноватые находятся снаружи. Что бы ни случилось, все виноватые остаются снаружи. Если что-то не получается в эксперименте, то виноваты не те, кто его проводит, а те, кто его готовил. А внутри коллектива — все молодцы", — сказал Смолеевский.

Работа на Марсианской пустынной станции MDRS в штате Юта

Человек в стандартных условиях

Участники проекта Марс-500
Марсонавты в "полете" слушали рок и читали книги про разведчиков
В "Марсе-500" ученые решали не только космические задачи. В изоляции представилась уникальная возможность исследовать группу людей, которые находятся в абсолютно одинаковых условиях.

"Большинство экспериментов на Земле проводятся над людьми, которые живут обычной жизнью. Неизвестно, где они гуляют, как питаются, как спят. А здесь все строго стандартизовано — температура, давление, скорость движения воздуха, газовый состав, рацион расписан на полтора года вперед", — сказал Смолеевский.

По его словам, изучался большой круг медицинских и физиологических проблем, в частности, работа сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, нервной, изучались разные виды тренировок. Кроме того, ученые анализировали действия ряда биологических добавок.

Как правильно работать на Марсе

Обитатели марсианской пустынной станции в штате Юта (MDRS), где побывал Дзись-Войнаровский, занимаются моделированием пребывания астронавтов на Марсе. Две марсианские станции — одна в Юте, а вторая — на канадском острове Девон — были созданы негосударственным Марсианским обществом. Само это общество, в свою очередь, было основано инженером Робертом Зубрином, который в начале 1990 годов предложил технологию экономичного полета к Марсу — технологию "Марс-директ".

Она предполагает заблаговременную отправку на планету спускаемой капсулы, которая будет "нарабатывать" топливо для обратного полета к Земле из углекислого газа марсианской атмосферы. Когда на Марс отправятся астронавты, им не потребуется везти с собой топливо на обратную дорогу.

"База марсианского общества в Юте — это макет такого спускаемого аппарата", — сказал Дзись-Войнаровский.

Команды добровольцев из разных стран живут на этой станции примерно по две недели — проводят эксперименты, выясняют на практике, как должна строиться работа на Марсе.

"Наша задача — посмотреть, какие бывают типичные организационные и бытовые трудности. Это отработка жизни на Марсе, для этого необходимо накопить большую статистику. Это учет мелких подробностей, которые могут стать существенными — например, какими инструментами удобнее пользоваться в скафандре, как далеко можно уходить от станции, что нужно с собой обязательно брать", — сказал собеседник агентства.

В частности, участники проекта отрабатывали "марсианскую" GPS, где навигационные спутники имитируют передатчики, поднятые на высоких мачтах. Российская команда провела испытания "Селенохода" — частного ровера, который они планируют отправить на Луну, чтобы получить приз Google XPrize.

Пропаганда и лоббизм

Одна из целей марсианских проектов на Земле — сделать так, чтобы общество больше узнало об освоении космоса. "Безусловно, это важно для пропаганды самой идеи", — говорит Дзись-Войнаровский.

По его словам, сейчас отношение государств и людей к "марсианской идее" стало значительно более благосклонным, чем в начале 1990-х годов.

"Изменение общественного мнения — процесс очень небыстрый. Но в конце 1990-х — начале 2000-х годов НАСА запустило несколько больших марсианских программ. Мы видим проект MarsOne, мы видим проект Дениса Тито Mars Inspiration, мы видим планы Элона Маска. Это было невозможно в начале 1990-х", — говорит собеседник агентства.

Он считает неверным мнение, что человечество отказалась от космических перспектив. "Это можно сравнить с эпохой географических открытий — за фазой открытия новых территорий последовала фаза медленного освоения", — отметил Дзись-Войнаровский.

"Марсианские проекты нужны для научных экспериментов, и для пропаганды идей освоения космоса, чтобы приблизить космос к людям", — добавил он.

Стать ближе к космосу

Участники марсианских проектов чем-то напоминают "ролевиков", людей, играющих в мир, созданный воображением Толкина или других авторов фэнтези.

"Людям нравится космос, люди любят космос, и они стремятся быть поближе к объекту своей любви, — отмечает Дзись-Войнаровский. — Но ты никогда не станешь ни хоббитом, ни эльфом, а космонавтом можно стать, хоть это трудно. Многие люди, которые работали на этих марсианских станциях, участвовали в отборе в космонавты".

В его команде на MDRS пятеро из шести имеют профильное образование авиакосмическое образование.

"Кто-то становится космонавтом, кто-то космическим туристом, кто-то участвует в программах типа поездок на марсианскую станцию. И стараются делать что-то, чтобы приблизить космическое будущее Земли", — говорит он.