Материал подготовлен проектом ИноСМИ Группы сайтов РИА Новости >>
Джордан Вайссманн (Jordan Weissmann), "The Atlantic", США
Судя по тому, что в последнее время обсуждается в интернете, изрядная часть американцев чувствуют себя очень-очень занятыми. Сначала Энн-Мэри Слотер (Anne-Marie Slaughter) опубликовала в Atlantic статью под названием "Почему женщины по-прежнему не могут иметь все сразу" ("Why Women Still Can't Have It All") о том, как трудно совмещать семью с карьерой. Затем Тим Крейдер (Tim Kreider) в своей "Ловушке загруженности"("The Busy Trap") призвал всех нас перестать гордиться плотным графиком и немного расслабиться. Это вызвало бурную дискуссию.
В принципе, я склонен считать чрезмерную загруженность реальной проблемой – особенно, если говорить о некоторых специалистах, которые видятся с детьми раз в год по обещанию. Однако на прошлой неделе я наткнулся на научную статью "Утомление на четырех континентах: цейтнот или нытье яппи?" ("Stressed Out on Four Continents: Time Crunch or Yuppie Kvetch?"), которая несколько иначе расставляет акценты.
По-видимому, по всему миру те, кто богаче, чаще готовы жаловаться – вплоть до нытья - на загруженность, чем те, кто беднее. По мнению экономиста из Техасского университета Дэниела Хамермеша (Daniel Hamermesh), изучавшего этот вопрос совместно со своим аспирантом, дело даже не в том, что богатые работают больше – хотя это один из факторов. При одном и том же количестве часов, тратящемся на работу или рабочие дела, людям, у которых больше денег, сильнее не хватает времени. Стоит вырасти доходу мужа, как его жена начинает чувствовать себя более загруженной.
Хамермеш пришел к этим выводам, анализируя данные опросов, проведенных в Соединенных Штатах, Германии, Австралии и Южной Корее. Результаты во всех случаях имели много общего, хотя в Южной Корее картина несколько отличалась, пишет он. В целом, чем богаче были респонденты, тем больше они ныли о нехватке времени. При этом женщины в среднем ныли больше, чем мужчины. И хотя межкультурных сравнений Хамермеш старается избегать, он все называет американцев "чемпионами мира" по нытью.
Все это выглядит несколько неожиданно. В конце концов, одно из преимуществ богатства заключается в возможности платить людям, чтобы они избавляли тебя от бытовых трудностей и давали тебе шанс больше времени посвящать удовольствиям. Медсестра и инженер из Google могут работать одинаковое количество часов. Но инженер может позволить себе нанять няню для ребенка и домработницу.
Теоретически это так. Однако, как утверждает Хамермеш, на практике наемная помощь мало что меняет. "Невозможно нанять человека, который будет за тебя спать. Или читать Пруста. Или ходить в оперу, в кино, на спортивные матчи", - пишет он. И вот тут в игру вступает психология.
Нашу жизнь во многом определяют два важных фактора – время и деньги. При этом наличие дополнительных денег не дает нам дополнительного времени на то, чтобы их тратить. В результате, как считает Хамермеш, каждый час становится намного ценнее, а течение времени начинает ощущаться острее. Примерно так же, как труднее заказать обед, когда выбирать приходится из 100 блюд, а не из 10, выбирать между вечером симфонической музыки, новым модным спектаклем или последним фильмом Вуди Аллена – в некотором отношении больший стресс, чем провести вечер дома, потому что тебе нужно экономить деньги. Богатые могут себе позволить многое, но на все сразу у них не хватает часов в сутках.
Разумеется, это не означает, что стресс у богатых сильнее. Бедные с меньшей вероятностью будут жаловаться на нехватку времени, зато с намного большей – на нехватку денег. "Чего-то будет мало в любом случае. Богатому будет не хватать времени, бедному – денег", - отмечает Хамермеш.
Так стоит ли стыдиться такого нытья? Наверное, нет, но следует помнить, что бывают проблемы и посерьезней, чем чрезмерная загруженность.
Оригинал публикации: Why Only Yuppies Feel Busy: An Economic Theory