КАЗАНЬ, 10 июл — РИА Новости, Ирина Дурницына. Ровно три года прошло с момента крупнейшей катастрофы речного транспорта в современной истории России — 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище затонул двухпалубный дизель-электроход "Булгария".
Теплоход, на котором должно было быть не более 156 человек (120 пассажиров и 36 членов экипажа), 9 июля отправился в двухдневный рейс по маршруту Казань — Болгар — Казань со 163 пассажирами и 38 членами экипажа на борту. Около 12.30 мск 10 июля 2011 года "Булгария" в считанные минуты затонула в трех километрах от берега на глубине 17-20 метров. Теплоходу не хватило до спасительной мели, где его верхняя палуба осталась бы над водой, примерно 50 метров и нескольких секунд. Из 201 человека выжили только 79, погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
Мимо плотов с уцелевшими людьми прошли сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский 66", которые не оказали помощи терпящим бедствие. Примерно через два часа их спас экипаж теплохода "Арабелла", следовавшего по тому же маршруту.
Поисково-спасательная операция в районе крушения продолжалась 16 суток. Последних погибших спасатели извлекли из кают "Булгарии" утром 25 июля, когда судно уже было посажено на мель. Последняя жертва была опознана лишь 17 августа 2011 года.
Расследование дела продолжалось около двух лет, в мае 2013 года начался судебный процесс. Уголовное дело составило 100 томов, было допрошено более 1000 свидетелей, проведено более 250 различных экспертиз, потерпевшими были признаны более 200 человек, порядка 50 из них подали иски о возмещении морального вреда на сумму 202 миллиона рублей.
Вина подсудимых доказана
Как установили следствие и суд, непосредственной причиной затопления "Булгарии" стала совокупность факторов: негодность судна к плаванию по техническому состоянию и по уровню подготовки экипажа, а также несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей судовладельцем, экипажем и должностными лицами контролирующих органов при подготовке судна к плаванию и при его эксплуатации.
В навигацию 2011 года "Булгария", построенная в Чехословакии в 1955 году, выполнила семь рейсов, практически в каждом происходили поломки. Восьмой, когда судно в условиях шторма шло лишь на одном двигателе, с неисправной осушительной системой, отказавшим в ходе рейса топливным насосом, со статическим правым креном и открытыми иллюминаторами, стал последним.
Подсудимые — гендиректор ООО "АргоРечТур" (субарендатор "Булгарии") Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев, бывший главный госинспектор этого же отдела Владислав Семенов и старпом "Булгарии" Рамиль Хаметов — получили от 5 до 11 лет колонии общего режима. Ивашов был освобожден в зале суда, поскольку ввиду возраста (65 лет) и назначенного наказания (пять лет) попал под амнистию.
По мнению суда, Инякина знала о многочисленных технических неисправностях на судне, но не остановила его эксплуатацию, дала команду вывести "Булгарию" в плавание без соответствующих разрешительных документов. Кроме того, знания членов экипажа при приеме на работу не проверялись, трудовые соглашения не оформлялись, штат был не укомплектован квалифицированными специалистами, на судне не хватало спасательных средств.
Хаметов, в момент крушения исполнявший обязанности вахтенного начальника, как установлено, перед выходом из Болгара получил информацию о надвигающемся шторме, но вывел судно из порта без разрешения диспетчера. При этом старпом не проконтролировал закрытие трюмов и иллюминаторов — только в машинном отделении были открыты четыре иллюминатора, всего же по левому борту открытыми оказались более 20 иллюминаторов, по правому — 11. Пассажиров не известили о том, что судно терпит бедствие, и даже не разрешили сразу покинуть судно, заставив по команде капитана переместиться на левый борт: "Стойте и выравнивайте теплоход!"
Ивашов, как считает суд, фактически не наблюдал за ходом ремонта и испытаниями двигателя на "Булгарии", которые были проведены с нарушениями. При этом эксперт выдал положительное заключение на эксплуатацию теплохода.
Семенов, проводивший предлицензионную проверку "Булгарии", обнаружил нехватку нескольких важных документов, но не стал требовать их от Инякиной, поскольку его начальник Тимергазеев, лично знакомый с Инякиной, дал ему указание: "Подготовить акт проверки в крайне короткие сроки, заключение должно быть положительным". Кроме того, свидетели отмечали, что примерно в начале июля 2011 года Инякина приезжала лично поблагодарить Тимергазеева за то, что тот предотвратил проверку судна самарским отделом Речнадзора, которая грозила запретом эксплуатации "Булгарии".
1096 дней и 144 заседания суда
Один из потерпевших Геннадий Игнарин, потерявший в кораблекрушении 35-летнего сына, считает каждый день, что он и его внуки (теперь им уже 6 и 9 лет) проводят без Ивана. С момента крушения "Булгарии" прошло уже 1096 дней. Из 144 заседаний суда, на последнем из которых 7 июля были оглашены сроки наказания пятерых виновных, он не был только на одном — когда после знакомства с томом материалов о подъеме тел, содержащим посмертные фотографии сына, у него случился гипертонический криз. При этом мужчина, находящийся уже на пенсии, счел необходимым не просто присутствовать на всех заседаниях суда, но и активно в них участвовать — изучать документы, задавать вопросы.
"С апреля прошлого года я приезжал в суд и знакомился с материалами дела. Я одолел все 100 томов плюс 12 томов обвинительного заключения. Мне это было надо. В общем, я полностью знаком с материалами уголовного дела, у меня восемь тетрадей исписано — выписывал доказательную базу, анализировал и в момент рассмотрения того или иного документа в суде задавал вопросы. Иногда это было несколько неожиданно для подсудимых, потому что они, видимо, не думали, что мы будем знать все подробности", — говорит Геннадий Игнарин.
Одним из таких "неудобных" замечаний был озвученный потерпевшим факт, что в подписанном Ивашовым документе значилось, будто двигатель, установленный на "Булгарию" с судна "Хирург Разумовский" после ремонта, имел винт правого вращения.
"Этот двигатель на судне "Хирург Разумовский" действительно был правого вращения, но потом его переделали под левовращающий, в таком виде он и был установлен на "Булгарию". Это позволило мне сделать вывод, что Ивашов не смотрел двигатель должным образом", — подчеркивает мужчина.
И таких замеченных им деталей, по его словам, было немало, в результате один из адвокатов даже заявил, что потерпевший Игнарин оказывает психологическое давление на подсудимых.
"До сих пор очень тяжело. Боль, конечно, не ушла, может быть даже, она и не притупилась. Я просто стараюсь уходить от этого — чаще иду в лес, что неподалеку от дома. Там минут 30 до могилы сына, где довольно часто бываю, все рассказываю. Я его похоронил вместе с моими родителями — пришлось уступить ему место, которое припас для себя", — говорит Геннадий Игнарин.
Именно поэтому, по его мнению, виновные в крушении "Булгарии" не заслуживают снисхождения, и суд вынес слишком мягкое решение, освободив Ивашова от наказания по амнистии.
"Я не могу с этим согласиться. Он — первый, кто должен был и мог предотвратить трагедию, но ничего для этого не сделал и не признал своей ответственности. Сколько бы им ни дали, для нас, потерпевших, эти сроки все равно будут недостаточны, потому что вернуть тех, кого они сгубили, нельзя. Теперь у нас осталось лишь право носить цветы на могилы и не верить в стопроцентное правосудие", — интеллигентно возмущается бывший врач.
Заявленный им гражданский иск на 5 миллионов рублей, по словам Геннадия Игнарина, нужен лишь для того, чтобы виновные не смогли выйти по УДО — при условно-досрочном освобождении судом учитывается, возместил ли осужденный моральный вред и материальный ущерб, взысканные в пользу потерпевших.
"Чем больше исков, чем больше сумма, тем менее вероятно, что они эту сумму смогут выплатить даже чисто теоретически. И тогда они не будут иметь возможность выйти по УДО. Именно этого мы добиваемся", — подчеркивает он.
Траурные мероприятия
Как сообщили в министерстве труда, занятости и соцзащиты Татарстана, 10 июля в селе Сюкеево Камско-Устьинского района республики пройдут траурные мероприятия, посвященные третьей годовщине крушения "Булгарии".
До мемориального комплекса, созданного к годовщине трагедии и состоящего из часовенной церкви, мечети и гранитной стены памяти с именами всех погибших, потерпевшие, родные и близкие погибших смогут добраться на специальных автобусах, которые отправятся из Казани утром от республиканского Минтрудсоцзащиты.
Вечером в Казанском речном порту также пройдут поминальные мероприятия по погибшим при крушении "Булгарии".