Рейтинг@Mail.ru
Альма Харрис: директора школ – интересный объект для изучения - РИА Новости, 22.10.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Альма Харрис: директора школ – интересный объект для изучения

Читать ria.ru в
Дзен
О том, зачем нужно изучать директорский состав разных стран, в интервью РИА Новости рассказала директор Института образовательного лидерства Университета Малайи (Малайзия) Альма Харрис.

С этого года Россия становится участником международного исследования Asia Pacific Leadership Project, в рамках которого анализируется работа директоров школ стран Азиатско-Тихоокеанского региона: как они организуют работу коллективов, как принимают решения, какими приоритетами руководствуются. Зачем нужно изучать директорский состав разных стран, в интервью РИА Новости рассказала директор Института образовательного лидерства Университета Малайи (Малайзия) Альма Харрис.

— Альма, в чем суть исследования? Чем интересны школьные директора стран Азиатско-Тихоокеанского региона? Чем они отличаются от своих европейских коллег?
— До сих пор исследователи образования ориентировались в основном на опыт западных стран — европейских, американских. Однако в последние годы международные сравнительные исследования качества образования показывают, что школьники стран Юго-Восточной Азии смогли добиться более высоких результатов. Исследователи заинтересовались опытом этих стран.

Одно из очевидных отличий восточных систем образования от западных – отношение к служебной иерархии. В западных странах нарастает демократизация учебного процесса, а в образовательных учреждениях Юго-Восточной Азии сохраняется жесткая иерархия. И в этом контексте директора школ – интересный объект для изучения.

В Asia Pacific Leadership Project принимают участие пять стран: Гонконг, Сингапур, Малайзия, Индонезия и Австралия. Мы хотим сравнить страны со сходными культурными традициями и выяснить, почему в одних (Гонконг, Сингапур) школьники демонстрируют очень высокие образовательные результаты, а в других (Малайзия, Индонезия) – средние, хотя правительство вкладывает в образование много средств. Австралия была нам интересна как пример "западной" страны в "восточном" регионе. Это страна с высоким уровнем социально-экономического развития, ее правительство много внимания уделяет образованию, особенно профессиональному развитию руководящих кадров, а образовательные достижения австралийских школьников невысоки.

— Чем заинтересовала исследователей Россия?
— Это страна с очень богатыми культурными традициями и длинной историей развития образования, со школьными традициями, отличными как от западных, так и от восточных. За последние 20 лет в России многое изменилось, в том числе с точки зрения организации школьного образования и отношений между руководством образовательных учреждений и учителями.

В рамках исследования предполагается собрать количественные и качественные данные о руководителях школ в разных регионах России и понять, что это за люди. Какого они возраста, как сложилась их карьера, каков уровень их дохода, как в школе организован процесс принятия решений, какими ценностями и идеалами руководствуются директора, как они строят отношения с коллективом.
Российской частью исследования будет заниматься Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ.

— О каких результатах проекта можно говорить применительно к другим странам-участникам?
— Выяснилось, что характер иерархических отношений в школах Гонконга и Сингапура не таков, как нам представлялась. Мы считали, что директор имеет в школе очень высокий авторитет, в первую очередь, из-за того, что он — директор, в силу конфуцианской традиции уважения к старшим. В действительности очень почтительное отношение к руководителю в этих странах основано на уверенности в его высокой компетентности, в его экспертных знаниях. Директор для учителя гонконгской школы — эксперт в вопросах педагогики, но эксперт более компетентный и опытный, чем он сам. Эта уверенность, как правило, имеет под собой серьезные основания. Некомпетентного директора никто не будет уважать просто за то, что он занимает должность, да он ее и не займет скорее всего.

— В России не первый год идут споры, кем должен быть директор школы в первую очередь — профессиональным менеджером, способным руководить организацией любого профиля, или лучшим учителем в своем коллективе. Как на этот вопрос отвечают в странах Азии?
— В школах Малайзии директора — именно менеджеры, отвечающие за административно-хозяйственное управление школой. Они занимаются экономикой, а в педагогический процесс не вмешиваются, так как не являются экспертами в этой области.

В Гонконге и Сингапуре директор школы — в первую очередь учитель. Он эксперт именно в педагогическом процессе, и его авторитет основан на том, что он самый опытный и профессиональный среди учителей, к кому другие могут обратиться за советом как к старшему коллеге. И он сам может наставлять их.

По результатам исследования мне представляется, что именно такой подход к образованию более эффективен с точки зрения достижения школьниками высоких результатов. Ситуация, когда директор создает только экономические рамки существования школы, а каждый учитель — сам себе педагогический эксперт, судя по всему, не оказывает позитивного воздействия на образовательный процесс.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала